В декабре 99-го четыре датских режиссера приступают к подготовке амбициозного и технически сложного экспериментального проекта «Д-день» (D-dag). Это были Ларс фон Триер, Томас Винтерберг, Кристиан Ларвинг и Серен Краг-Якобсен – авторы, объединенные «Догмой-95».
Сюжет одного из датских телеканалов о фильме:
«Д-день» снимался в режиме реального времени в течении часа, начавшись за полчаса перед празднованием Нового года и завершившись через полчаса после его наступления. Был разработан общий сюжет об ограблении банка, в котором участвовали четыре персонажа. Фильмы снимались одновременно, без репетиций, действия съемочной группы координировались при помощи радиосвязи. Материалы сразу транслировались по четырем датским каналам. Для каждого канала – свой сюжет. Каждый зритель, переключая каналы, мог собрать свою собственную историю.
Кадры одной из частей фильма:
Публикой и прессой проект был встречен весьма прохладно. В настоящий момент в публичном доступе практически не сохранилось обзоров и материалов, рассказывающих о процессе работы над фильмом. В своих интервью авторы D-dag отметят, что, возможно, причина неуспеха заключалась не столько в недостатках формы, сколько в отсутствии готовности массового зрителя того времени воспринимать нелинейный формат повествования. Этот эксперимент, в числе многих, является важным для понимания истории развития интерактивного искусства и практик работы с нелинейным нарративом.
Ссылки по теме:
- Оригинальная карточка проекта #поднятьпотолок
- «Ларс фон Триер. Контрольные работы», Антон Долин, 2019 (изд. Новое литературное обозрение)