Самым роскошным архитектурным ансамблем Владимирского края была усадьба богатейшего лесопромышленника и предводителя владимирского дворянства Владимира Храповицкого, что в поселке Муромцево Судогодского района.
Не хуже, чем во Франции
Владимир Семёнович Храповицкий – крупный русский лесопромышленник, последний предводитель владимирского дворянства, полковник Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка владел по наследству имением в Муромцево Судогодского уезда.
По одной из исторических версий, созданию архитектурного ансамбля предшествовало путешествие Храповицкого во Францию. Как-то он в разговоре заверил одного из местных аристократов, что российские мастера тоже могут возводить красивейшие замки, ничем не уступающие знаменитым замкам Долины Луары. Вернувшись в Россию, Храповицкий принялся за создание в Муромцево усадьбы «не хуже, чем во Франции».
Строительство началось в 1884 году. Архитектором уникального и нехарактерного для русских усадеб главного замка и других усадебных построек, включая скотный двор, похожий на маленький замок, был Петр Самойлович Бойцов - русский архитектор-эклектик, который специализировался на усадебном строительстве с использованием мотивов неоготики.
Архитектурный дворцово-парковый ансамбль, который занимал свыше 40 гектаров, имел широкий набор построек, выполненных в едином стиле и предназначенных не только для жилья и отдыха, но и для садово-парковой, промышленной и лесохозяйственной деятельности. Всего в усадьбе насчитывалось 72 постройки.
В период с 1884 по 1889 год на территории имения был построен замок, а также другие усадебные постройки: охотничий домик, летний театр, представляющий собой миниатюрную копию Мариинского театра, дом управляющего, конный двор, скотный двор, музыкальный и лодочный павильоны, пристань на пруду, водонапорная башня.
Материалы для постройки главной достопримечательности усадьбы - дворца - привозились в Муромцево со всей России: мрамор из приломов Ивана Губонина - для балюстрады, тарусский мрамор – для парадной лестницы и каминов. Для выстилки террасы использовалась метлахская плитка из товарищества Коса и Дюра, финские изразцы из заведения Пригница. Кирпич и лес доставлялись с местных заводов.
Доподлинно неизвестно, строился ли новый дом на месте старого, или в ином месте, но в строительной ведомости указывалось, что поденщикам заплачено 49 рублей 60 копеек, которые 112 дней вывозили старый бут.
Не жалея сил и средств
Дворец был расположен в центре усадьбы и представлял собой асимметричную архитектурную композицию. Западная часть дворца представляла собой двухэтажную постройку с двумя круглыми башнями.
В замке было более восьмидесяти залов, гостиных и жилых комнат, которые освещались с помощью 183 электрических лампочек в позолоченных бронзовых светильниках византийского стиля от Берто.
Были проведены водопровод и канализация. Паровой насос системы «Челенс» закачивал пятьсот ведер воды в час в огромные емкости водонапорных башен. В покоях для гостей по проекту были оборудованы туалетные комнаты с мраморными ванными и бассейном от скульптурной мастерской братьев Ботта. В комнатах дворца стояли телефоны, а на территории имения был построен телеграф.
Известно, что зимой 1887 года Храповицкий уже закупал мебель в новый дом. Например, у придворного фабриканта мебели А.Шмита были куплены стулья и столы для столовой светлого дуба на 36 персон, мебель из красного бука для одной гостиной, из ореха – для второй. Часть мебели была заказана у представителей австрийской мебельной фабрики в Петербурге братьев Тонет.
Наряду с этим, когда шло строительство замка, в имении были разбиты сад и парк. Осенью 1887 года в имение Храповицкого из Риги были доставлены «100 штук яблонь, 35 штук вишен, 40 слив, 560 кустов крыжовника разных сортов, 260 - смородины, 300 - малины лучших сортов – все это для сада, а для парка – 11 ясеней американских, 9 дубов особой породы, 3 тополя Balleana и 3 тополя греческих». В саду насчитывалось несколько сотен плодово-ягодных деревьев и кустарников, находились две теплицы и две оранжереи. Площадь дендрария и питомника составляла 40 гектаров.
Провинциальный "Петергоф"
В сентябре 1887 года в парке установили фонтаны. По всей видимости, в это же время были заложены и знаменитые каскады, поскольку рабочие «разбирали плотину в пруду, возили камень на плотину, дерн на пруд…». В 1895 году Храповицкий учредил акционерное общество «Лесные склады Храповицкого». Для вывозки леса в Муромцево были специально построены железнодорожная ветка и вся необходимая инфраструктура.
В 1889 году Владимир Семенович получил благословение Его Высокопреосвященства Архиепископа Владимирского и Муромского Феогноста на строительство в усадьбе церкви в память Св. Царицы Александры. Это была завершающая усадебная постройка в имении Храповицких архитектора Петра Бойцова, построенная в псевдорусском стиле.
Спустя семь лет, в 1906 году, Храповицкий решает достроить усадебный дворец. Проект был выполнен уже другим архитектором, чье имя затерялось в истории. Было построено еще одно крыло, выполненное также в готическом стиле и представляющее собой башню, которая сильно выделялась из единого архитектурного стиля, созданного архитектором Бойцовым. Однако после произведенных достроек уникальность замка не только не потерялась, но и приобрела еще большую неповторимость.
Долгая гибель
Судьба усадьбы сильно изменилась после революции 1917 года. Храповицкий эмигрировал во Францию, а усадьбу национализировали. Спустя несколько лет ее отдали под лесохозяйственный техникум. Со временем площадь бывшего имения Храповицких сокращалась, а большинство построек из-за ненадобности были заброшены. Затем было несколько пожаров…
Несмотря на полуразрушенное состояние замка и чудом сохранившихся построек, в Муромцево до сих пор приезжает много туристов, мечтающих окунуться в атмосферу средневековья. Сегодня спасти это уникальное, единственное в своем роде архитектурное творение пока еще возможно.
Памяти изгнанного предводителя
Средства на благоустройство могилы последнего предводителя владимирского губернского дворянства, лесопромышленника, подарившего нашей области поистине бесценный подарок -один из красивейших замков, собраны.
Благотворительный бал в память о Владимире Храповицком прошел в Палатах Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Зимний вечер. Огни иллюминации. Это путешествие во времени. В начало двадцатого столетия. Бал памяти Владимира Храповицкого проходит в роскошном Дворцовом зале Палат. Его участниками стали благотворители.
Идея бала - собрать деньги на благоустройство могилы нашего знаменитого земляка. Символично, что найдена она только в 2013-ом. В год, когда Россия отмечает 155-летие со дня рождения Владимира Храповицкого.
Последний предводитель дворянства владимирской губернии, крупный лесопромышленник, владелец замка в Муромцеве последние годы своей жизни провел в нищете и забвении. Его прах покоится на православном некрополе Висбадена. Столице земли Гессен, Германия.
АНДРЕЙ ФИЛИНОВ, ДИРЕКТОР ФИЛИАЛА ВГТРК ГТРК "ВЛАДИМИР":
- Я рад, что нашлись благотворители, которые готовы принять в этом участие. Это хорошо. Но это один шаг к тому, чтобы не сразу, не завтра, не послезавтра, я боюсь даже не через 5 лет, но историческая справедливость касающаяся этого факта нашей биографии будет восстановлен".
Котильон, вальс, мазурка... Такие балы проходили и имении Храповицкого в Муромцеве. Запущенное когда-то имение он превратил в одно из красивейших мест России. Владимир Семенович был человеком широкой души. В его замке проходили благотворительные спектакли, праздники для детей. По словам гендиректора музея-заповедника Светланы Мельниковой, бал в память о Храповицком вызвал небывалый интерес. Вход - только по билетам. Их раскупили за неделю. Собрано 80 тысяч рублей.
СВЕТЛАНА МЕЛЬНИКОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА:
- Это какая-то таинственная ситуация, как только говоришь Храповицкий, у людей загораются глаза. Может быть в нашей жизни не хватает чего-то особенного, загадочного, таинственного. Может быть, на генетическом уровне у нас живут какие-то воспоминания, что были люди до нас и интересно жили.
Строительство великолепного замка - его архитектором стал Петр Бойцов - завершилось в 1906. Спустя почти век, усадьба фактически превратилась в руины. Но пока еще есть, что спасать.
ОЛЬГА ЗВЯГИНЦЕВА, БЛАГОТВОРИТЕЛЬ, УЧАСТНИЦА БАЛА:
- Я когда коснулась истории и посмотрела фильм об усадьбе Храповицкого, очень хотелось бы, чтобы возродились эти шикарные парки, чтобы не только у нас, не только в Петергофе были такие фонтаны, но и у нас.
ЭЛЬВИРА КАШИЦЫНА ВОЛОНТЕР, БЛАГОТВОРИТЕЛЬ ( г. СУДОГДА):
- Мы организовывали субботники. Один музей, другой был организован через интернет, то есть ребята, которые в интернете помогали этот субботник проводить.
Памятник взят под особый контроль государства. Министерство культуры планирует передать замок на баланс Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Восстановление - дело трудное и пройдет ни один год.
В первую очередь, это нужно потому, что сама эта работа и воздаяние по заслугам тем людям, которые помогли России многого достигнуть. Владимир Храповицкий среди этих людей. Это счастье для того, чтобы нам стать самодостаточной страной.
Покидая любимую Россию после революции 17 года, Владимир Храповицкий не взял с собою ничего. Опись имущества он передал новой власти. Но это не спасло замок от разграбления. Музейщики по крупицам собрали уцелевшие предметы искусства и интерьера. Продолжают эту работу и сейчас. Это дело чести. Как и восстановление могилы Храповицкого.
Вера Куликова, Александр Чунаев