О новом отчете подробно рассказала Елена Александрова, руководитель собственного кадрового агентства ASLconsulting.
Создатели законов не дают скучать ни кадровикам, ни бухгалтерам. Цифровизация набирает обороты с каждым годом. Мы, как потребители различных услуг уже давно пользуемся госпорталами — подать показания счетчиков, заказать паспорт, разные справки, оформить пенсию, записать ребенка в детский сад и т.д.
Бухгалтерскую отчетность уже много лет компании создают и подают в электронном виде, поэтому не стоит пугаться еще одной появившейся формы отчетности. Пришла очередь трудовых книжек. Несколько лет ходили слухи, которые перешли в бурные обсуждения кадровиков и бухгалтеров о том, как это будет и что с собой принесет.
Не стоит пугаться, т.к. давно уже наши паспорта, права, документы на недвижимость, СНИЛС, банковские карточки оцифрованы и хранятся в соответствующих инстанциях, просто дошла очередь до трудовых книжек, тем самым дается возможность собирать более достоверные статистические данные о работающих людях (в какой отрасли, какие перемещения, частота смены работы и т.д.).
В глобальном смысле можно согласиться с нововведением, люди теряют трудовые книжки, заводят их у новых работодателей еще и еще (сталкивались с таким?), работодатели теряют, иногда уничтожают по разным причинам и т.д. и т.д. В электронном виде все ваши данные, а именно поступление на работу, карьерные движения, изменения названия юридического лица, переходы из организации в организацию должны будут сохранены в личном кабинете ПФР, что в последующем упростит оформление пенсии и других льгот (если таковые, конечно, останутся в нашем государстве). По крайней мере, мое поколение столкнулось уже с проблемой того, что пришлось выискивать архивы и самим доказывать свой стаж работы. Но!!! Есть опасность, что может произойти что-то с сервером и информация будет утеряна. Никогда нельзя забывать про человеческий фактор, ошибки кадровика или бухгалтера при подаче информации. Ошибки, допущенные человеком, можно исправить: вы сможете проверить данные в личном кабинете ПФР или заказать выписку в МФЦ в режиме онлайн. Если есть неточности, то заявить о них своему работодателю и их исправят А вот с техникой сложнее.
Как жить с электронной трудовой книжкой?
Итак, нас ждет переход на электронные трудовые книжки. На сайте ПФР можно найти исчерпывающую информацию по этом вопросу.
Именно там сказано, что электронная трудовая книжка ведется только в цифровом формате, никакого физического носителя не будет. Сведения о застрахованном лице, то есть о вас как работнике, будет предоставлять ваш работодатель. Сделать это он сможет через Кабинет страхователя, через специализированного оператора или напрямую обратившись в территориальный пенсионный орган, там для этого есть клиентская служба.
Вы можете всегда ознакомиться с этими внесенными о вас сведениями. Как? Через Личный кабинет на сайте ПФР или через портал Госуслуг. Есть также специальное приложение для смартфонов, показывающее записи в вашей электронной трудовой книжке.
Иногда, вам может понадобиться выписка из трудовой книжки. Из электронной также можно сделать нужную выписку. Выписка дается в виде бумажного документа, но на ней обязательно надо поставить печать организации, выдавшей ее. Как ее получить?
- Обратиться к работодателю по последнему месту работы.
- Обратиться в Управление ПФР.
- Обратиться в МФЦ.
Данная услуга оказывается без привязки к месту, то есть МФЦ или Управление может быть любым, а не вашим по месту постоянной регистрации.
Если вас интересует мнение экспертов о переходе на электронные трудовые книжки, читайте наш материал «Электронная трудовая: плюсы, есть ли минусы»
Плюсы «электронки»
- Информация о трудовой деятельности находится в быстром доступе. Ее легко получить.
- Считается, что так минимизируются возможные ошибки, например, вы всегда сможете проверить, какие отчисления за вас в ПФР делает ваша организация.
- Дает дополнительные возможности при удаленном трудоустройстве.
- Работодатель экономит на покупке трудовых, на их заполнении и хранении.
- Минимизированы риски порчи трудовой, ее потери, исправления или уничтожения.
- Дает возможность удаленно оформлять пенсии. Дополнительно подтверждающих документов не потребуется.
- Говорят, что такие трудовые можно будет использовать для получения определенных госуслуг, но пока неясно каких.
- Дает дополнительные возможности и облегчает аналитику для работодателей и, главное, госорганов.
- Электронные трудовые защищены, уровень их сохранности высок.
Но у каждого работодателя возникает вопрос о регистрации таких трудовых книжек. Раньше был журнал учета и движения трудовых, и в нем вы делали отметку о выдаче и писали его основание. Раньше был приказ об увольнении. Сейчас упор должен делаться на заявление работника. И заявление это придется еще хранить. Но пока четкого порядка этой процедуры нет. Нет технологии нового учета, ничего дополнительного, кроме привычного всем журнала, не изобрели.
В чем польза нового отчета
В связи с переходом на электронные трудовые был придуман и новый отчет — СЗВ-ТД .
Он напрямую связан с тем, что с 1 января 2020 года лицевые индивидуальные счета, открытые на каждого гражданина в ПФР, дополнились разделом «Сведения о трудовой деятельности». Этот раздел требуется заполнять. А данные для заполнения как раз и будут браться из нового отчета.
Что он решает
Итак, СЗВ-ТД должен передавать в ПФР актуальные сведения о работниках. В результате, ПФР будет не только владеть необходимой информацией, пополняться ею, а также предоставлять удобный и быстрый доступ работникам и работодателям.
Форма нового отчета уже внесена в 1С-8, все синхронизировано с порталами для сдачи бухгалтерской отчетности в налоговые органы и фонды. Казалось бы все просто, но не совсем.
Однако не стоит думать, что жизнь бухгалтера облегчили. Часть трудовых все равно придется вести в ручную. А это значит, что придется дублировать сведения, записываемые в бумажную трудовую и передаваемые в ПФР,
Кто обязан его сдавать
Новый отчет обязаны сдавать все работодатели. Число работников не имеет значения. Даже если у вас в штате 1 сотрудник, вы обязаны сдавать новый отчет.
Напомним, что вопрос с отчетом СЗВ-ТД пока не решен. До сих пор не ясно, нужно ли его сдавать по новой форме, если в отчетном месяце ваши кадры никак не изменились.
Сроки сдачи
На данные момент отчет по форме СЗВ-ТД надо сдавать ежемесячно. На сдачу дается 15 дней, то есть не позднее 15 числа следующего за отчетным, надо сдать СЗВ-ТД в ПФР.
Правила заполнения формы и даты ежемесячной сдачи можно посмотреть на сайте ПФР или в системе электронного документооборота, которым пользуется ваша организация.
Наказание за не сдачу
Наказание есть.
Если не подать отчет один раз, или один раз указать в нем неполную или неточную информацию, то пока должностное лицо получит лишь предупреждение.
Если история повторится, то будет штраф. Причем не копеечный. За такую провинность предусмотрен штраф для ИП до 5 000 рублей, для компаний — до 50 000 рублей.
Если вам понравилась наша статья, то, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на наш канал.
Статья была подготовлена для вас порталом Sovcom.pro