Сегодня хочу коснуться темы личности учителя в учебном процессе.
Я достаточно часто сталкиваюсь с ругательным мнением родителей о школьных педагогах: учитель в школе такой и эдакий, тут не так объясняет, здесь плохо прорабатывает, а тут вообще у него авторитета не хватает и пр. Случаи, когда доводится слышать обратное о работе преподавателя и о нем самом, как о человеке – нечастые. Честно говоря, это грустно.
Из внутришкольной жизни видна ровно противоположная картина: учителя сетуют на детей, которым «ничего не нужно» и на родителей, которые все воспитательные функции сбросили на педагогов, тогда как последние едва успевают справляться с учебными задачами.
Сами же дети стонут и ругают учителей и родителей заодно. Потому что на них давят и те и другие с разной степенью интенсивности. Где в итоге правда? Правда, как всегда - примерно в середине всего круговорота.
Как ни банально, но правда - это гармония и единственный возможный путь таков: все участники процесса действуют сообща, при этом поддерживая друг друга в меру своих компетенций. Видели когда-нибудь подобное? Боюсь, что ответ будет «нет».
Кто же учитель в этом действе? Почти во всех случаях учебного процесса, что мне доводилось наблюдать со стороны, учителя были «неживыми». Сейчас поясню, что я имею в виду. О том, что это тип поведения, который регламентирован сводом правил и норм для учебного процесса, мы с вами и так прекрасно знаем. Но при этом учитель зачастую дополнительно отгораживается от детей непроницаемой стеной холода. А иногда и неприязни, высокомерия, что всегда плохо сказывается на отношениях с учениками и их учебных результатах.
Дети в школе настолько привыкли (за редким исключением) видеть учителя в таком образе, что это стало жуткой нормой. Для меня лично особенно жуткой: когда слышишь от коллег прямым текстом фразу «я не люблю детей, я здесь просто потому что…» (дальше уже можно не слушать), внутри все холодеет и как будто останавливается. А вполне логичный вопрос: «Что вы тогда делаете в школе?» просто застревает комом в горле. В общем, это тоже неважно уже, потому что эти люди УЖЕ тут - сегодня, вчера и завтра. И детей они не любят.
За время моей работы в школе для меня стала еще более очевидна одна простая истина: тепло порождает тепло. А простая человечность способна творить чудеса. Вспомните, какие учителя из вашего школьного детства и юности вам нравились? Те, в которых было видно человека. От которых веяло теплом, и рядом с которыми мы сами могли себя чувствовать людьми.
Может ли ребенок преуспеть в изучении предмета, если он постоянно находится в напряженно-сжатом состоянии, в постоянном ожидании укола, фигурального пинка или колкого слова? Вряд ли. Это ситуации из разряда: «сохранить ресурс с минимальными потерями». Но ведь задача педагога совсем в другом.
Дети всегда очень честно откликаются на все, с чем человек к ним приходит. Более точное отражение намерений сложно подобрать. И личность учителя здесь первостепенна.
Что вы думаете об этом?