Проезжая через город Каменск-Шахтинский по трассе М4 «Дон» со стороны Москвы, наверняка многие обращали внимание на большие белые буквы «СССР» перед недавно построенным зданием, на крыше которого ещё издалека можно увидеть старый советский грузовик ГАЗ-51А, а под ним – вывеску «Легенды СССР».
В 2016 году местным предпринимателем здесь был открыт частный музей, посещение которого будет очень интересно тем, кто родился хотя бы лет 30 назад, и ещё успел застать остатки советского прошлого, ну а для людей более старшего поколения ностальгия здесь обеспечена на все 100%. Экспозиция музея, созданная в советском стиле, очень разнообразная, начиная от различных коллекционных почтовых марок и игрушек нашего детства, и заканчивая оригинальными экземплярами советских автомобилей.
Самые интересные музейные экспонаты я сейчас вам представлю в этой статье, ну а если вы чего-то из вашего советского прошлого здесь не увидите, то добро пожаловать в музей – там наверняка найдёте кучу вещей и предметов, которые когда-то были у вас дома. Цена за посещение, кстати, составляет всего 200 руб., детям – скидка 50%, а до 7 лет вообще бесплатно. Фотографировать в музее можно также бесплатно.
Посещение музея «Легенды СССР» можно начать с открытой экспозиционной площадки, в самом центре которой расположена стела «Знак качества СССР», сзади неё – многочисленные агитационные плакаты, но больше всего здесь привлекает внимание «Светофорное дерево». В интернете есть фотографии, где можно увидеть, как все эти светофоры одновременно горят разноцветными огнями – картина впечатляющая!
Рядом со светофорами – огромный серп и молот, на котором разместилась знаменитая инвалидка «СМЗ С-3А», больше известная как «моргуновка» из фильма «Операция Ы».
У входа в здание музея отдыхает машина-монстр, которая, кстати, на ходу, и регулярно участвует в местных байк-шоу. Задняя дверь была приоткрыта, так что можно было даже залезть в неё и сфотографироваться на суровом железном сиденье.
Музей представлен двумя этажами, начнём наш просмотр с первого, а потом спустимся в цокольный этаж. В этом же здании, кстати, этажами выше работает отель, также оформленный в стиле советской эпохи, так что для проезжающих мимо на юг москвичей – неплохой вариант для ночлега после 932 км пути.
Наибольший интерес в музее вызывают, несомненно, экземпляры советских автомобилей, первый из которых – огромный правительственный лимузин ЗиЛ-41045, конструкция которого была засекречена, и после прохождения 100 тыс. км эти автомобили уничтожались, поэтому до наших дней сохранились лишь немногие экземпляры.
Для тех, кому не очень интересно читать про советские автомобили, я буду разбавлять фотографии другими понравившимися мне экспонатами музея, как например, вот этими банками и тазиками, доверху набитыми советскими монетами.
Более старым и более распространённым советским автомобилем представительского класса был знаменитый ГАЗ-13 «Чайка» – настоящий корабль, вызывающий восхищение до сих пор. В Советском Союзе такой автомобиль не был товаром народного потребления, поэтому даже не имел установленной розничной цены. Сейчас – пожалуйста, на «Авито» есть куча предложений по 5-10 млн. руб.
Коллекция автомобилей, занимающая центральное место на первом этаже музея, окружена другими не менее интересными экспонатами, среди которых можно увидеть большое разнообразие каких-то древних музыкальных проигрывателей, бобинников и телевизоров.
ГАЗ-12, он же ЗИМ – первая представительская модель Горьковского автозавода, предшественник «Чайки», выпускался до 1960 года. Все автомобили в музее красиво блестят, внешне восстановлены до идеального состояния, как будто только что сошли с конвейера завода, под некоторыми даже видны масляные пятна на чистой сверкающей плитке, а это значит, что они на ходу! Рассказываю, потому что есть с чем сравнить – в том же году я был в Москве в музее «Московский транспорт», и там большинство автомобилей стояли покрытые толстым слоем пыли.
Один из музыкальных проигрывателей – сетевой транзисторный электрофон «Мелодия» для воспроизведения грампластинок привлёк к себе внимание стоящей рядом с ним пластинкой с именем «Филипп». Мне одному кажется, что этот Филипп здесь очень старается быть похожим на Томаса Андерса из «Modern Talking»?
Роскошно смотрится автомобиль Москвич-400 – первый массовый автомобиль в СССР для личного использования, который мог позволить себе любой советский гражданин, если, конечно, у него на это хватит денег. Розничная отпускная цена этой модели составляла 8 тыс. руб.
В музее можно увидеть просто невероятное количество различных советских транзисторов, радиоприёмников, радиол и даже настоящий граммофон. Расположено всё настолько удобно, что каждый экземпляр при желании можно хорошо рассмотреть поближе.
Автомобиль ЗАЗ-968 в нашем детстве считался самым позорным автомобилем. Зато у него есть один прикол – двигатель располагается сзади, а багажник наоборот спереди, поэтому все, кто впервые заглядывал под переднюю крышку багажника, удивлялись, как это «Запорожец» может ездить совсем без двигателя. В подростковом возрасте в лихие 90-е мы всем двором даже хотели купить себе по дешёвке старый убитый «Запорожец», чтобы гонять на нём по двору и окрестным полям, но до дела так и не дошло.
Рядом – инвалидка «СМЗ С-3А», которую мы уже видели сегодня на открытой экспозиции, только там она была представлена с откидной крышей.
В музее можно приобрести интересные сувениры советского времени, которых, судя по всему, при создании музея у собственника оказалось в избытке, поэтому при желании можно купить себе, например, какую-нибудь статуэтку из детства, но это будет стоить недёшево – в районе 2-5 тыс. руб., зато советская почтовая марка, монета или бумажная банкнота обойдутся в символические 50 руб.
Среди более старых экземпляров советских автомобилей можно отметить довоенный ГАЗ М-1 «Эмка».
Более ранний ГАЗ-А с открытым кузовом – лицензионная копия американского Ford-A, выпускался в СССР с 1932 года.
А вот знаменитая «Полуторка» – грузовой автомобиль ГАЗ-АА грузоподъёмностью 1,5 тонны того же 1932 года выпуска. В годы Великой Отечественной войны «Полуторки» доставляли снаряды, тянули миномёты и пушки, служили санитарными машинами, перебрасывали подкрепление.
Рядом стоит военный автомобиль ГАЗ-67, у которого вместо дверей были специальные вырезы на кузове.
В этом углу музея кроме военной техники также представлено военное оружие и прочие атрибуты, использовавшиеся в Великой Отечественной войне.
Легендарный пулемёт Максима сразу напоминает сцену из фильма «Брат 2»: «Не оторваться, брат, места мало!» – «Оторвёмся! Даня, сверни где потише, а как скажу - тормозни!».
Немалый интерес представляет военный мотоцикл М-72, выпущенный на заводе «ИМЗ» в Ирбите, с закреплённым на нём пулемётом Дегтярёва.
Если вы приехали в музей с детьми, и им уже надоело ждать, пока вы с восхищением рассматриваете каждый музейный экспонат, можно оставить их возле инвалидки «СМЗ С-3Д», переделанной под яркий и весёлый мультяшный автомобиль, на котором со всех четырёх сторон установлены телевизоры, показывающие любимые советские мультики. Правда, любимые вами – современным детям «Ну, погоди!» и прочие Чебурашки, Карлсоны и Фунтики кажутся очень древними и скучными.
А мы спускаемся на цокольный этаж во второй зал музея «Легенды СССР».
Здесь вдоль центрального ряда также установлено несколько советских легковых автомобилей и мотоциклов, менее интересных, чем на первом этаже, поэтому не будем заострять на них особое внимание.
С противоположной стороны зала воссоздан интерьер нескольких рабочих и жилых комнат советского периода времени. Одна из комнат представляет собой рабочий кабинет военнослужащего с большим портретом Ленина на стене.
Рядом – обычная жилая комната с круглым столом, массивным комодом и железной кроватью, возле которой на стене непременно висел ковёр. Сомнение вызывает православная икона в углу, разве их вешали в комнатах в советское время?
Зато авоська с бутылками водки, висящая на крючке, ярко отражает советский быт. Во времена дефицита такую сетчатую сумку часто носили с собой – авось удастся что-нибудь купить! Полиэтиленовых пакетов тогда ещё не было, поэтому авоська была очень удобна для посещения продуктовых магазинов и рынков, т.к. в сложенном виде занимала мало места.
А вот уголок в зале, с телевизором, радиолой и ещё одним настенным ковром. А у кого до сих пор в гараже завалялись неиспользованные рулоны старых советских обоев, как на этой стене, признавайтесь!
В музее можно увидеть внушительную коллекцию русских самоваров самых различных форм и размеров. А справа от них интересно выстроена пирамида из старинных сундуков и чемоданов.
Среди швейных машинок и весов особое место занимают продовольственные весы «Тюмень», которые стояли, пожалуй, в каждом магазине каждого, даже самого маленького и отдалённого населённого пункта Советского Союза. Помню, как продавцы на рынке взвешивали на них тогда ещё вкусные шоколадные конфеты, хрустящие вафли и свежие пряники, а в мясном отделе такие весы всегда были неприятно испачканы и пропитаны запахом свежего, тогда ещё натурального мяса.
Особое место в музее занимает коллекция советских игрушек, которая не оставит равнодушным ни одного посетителя! Педальные машинки, трёхколёсные велосипеды, куклы, лошадки, настольные игры и огромное количество резиновых фигурок сказочных персонажей и зверушек.
Такие резиновые игрушки-пищалки напоминают мне мой детский садик – у нас было несколько похожих фигурок. Смотрите внимательно, и наверняка каждый из вас найдёт здесь такую же, как была в далёком счастливом детстве!
А вот мечта всех советских мальчишек – настольная игра «За рулём». Только что посмотрел в интернете – оказывается, в настоящее время не дефицит, удивительно, но она выпускается до сих пор! Можно спокойно купить новую за 1 тыс. руб. и исполнить свою детскую мечту!
Среди коллекции советских мотоциклов и велосипедов хочется отдельно выделить мотороллер «Вятка», а точнее его младшего брата с педалями – такой продавался у нас в спортивном магазине, но, к сожалению, на момент его появления в продаже я был уже в более старшей возрастной категории, и он мне явно не светил.
На зависть филателистам в музее представлена большая коллекция почтовых марок, но времени и сил на их детальное рассмотрение уже не остаётся.
Напоследок хочу показать вам ещё один медный таз, доверху наполненный советскими монетами. Интересно, сколько он весит? Наверное, каждый участник «Форт Боярда» мечтал унести столько же монет из сокровищницы с тиграми!
Напротив музея «Легенды СССР» с противоположной стороны трассы находится ещё одно интересное место – парк военной техники «Патриот», который принадлежит тому же самому предпринимателю, что и этот музей. Если вам понравился мой рассказ, можете прочитать о парке «Патриот» здесь.
Другие мои рассказы:
Парк «Патриот» в Каменске-Шахтинском на трассе М4. Стоит ли останавливаться здесь
Поле Казачьей Славы в Кущёвке на трассе М4. Стоит ли останавливаться здесь
Дорога из Ростова в Краснодар, которой больше нет
Из Ростова в Москву по М4
Из Ростова в Тюмень
Из Ростова на Домбай