Продолжаем рассказ о работах английского живописца, портретиста, гравёра, рисовальщика Томаса Гейнсборо. Начало рассказа здесь. Выставку работ Томаса Гейнсборо организовал ГМИИ им. А.С. Пушкина (с 3 декабря, 2019 г. по 1 марта 2020 г.).
В ряде работ Гейнсборо, несмотря на изящество и лёгкость изображённой природы, заложен подлинный драматизм, например, в картине «Портрет миссис Мэри Кобболд и её дочери Энн с ягнёнком и овцой на фоне пейзажа», ок. 1752 г.
Мать и дочь запечатлены на земляном холмике, подле трёх деревьев, где главенствующую роль играют не кроны, а стволы. Картина, на первый взгляд, идиллическая, этакая пастораль: ясное небо, чистый ручей, купы деревьев, светлый горизонт. Мать с дочерью одеты в красивые, нарядные платья, какие надевают, преимущественно, на бал или иное значимое торжество. Юная дочь держит на руках ягнёнка, символизирующего безгрешность и чистоту. «Изящный портрет миссис и мисс Кобболд восходит к распространённому в XVIII веке живописному жанру сценки в пейзаже, более известному как “разговорный портрет”».
За спинами зрелой женщины и юной девицы прихотливо перекрещены три крепких ствола. Нижние сучья основного, наиболее могучего дерева болезненно обломаны, что вносит в благостную пастораль явный диссонанс и намекает, вероятно, на некое неблагополучие с главой семейства, отцом. Лица матери и дочери чрезвычайно серьёзны, но, если в выражении первой читаются пережитые жизненные заботы, то лицо второй ничем ещё не омрачено. Своеобразной рифмой обеих фигур звучат облака в небе, одно облако — высокое, тёмное, как будто перегоревшее в пожарище, другое — беленькое, чистое, пышное, недавно народившееся и только-только покидающее горизонт.
Таким образом, внешне, казалось бы, ни к чему не обязывающий «разговорный портрет», призванный всего лишь услаждать взор хозяина, украшать жилище и передавать память последующим поколениям, приобретает у Гейнсборо серьёзное, социальное звучание, наполняется психологизмом, раскрывается этической глубиной.
Восхищают женские портреты, представленные на выставке:
«Портрет миссис Элизабет Муди с сыновьями Самюэлем и Томасом, 1779-1785 гг.,
«Портрет Гарриет, виконтессы Трейси», ок. 1763 г.,
«Портрет Гертруды, леди Алстон», 1767 г.
Первая, миссис Элизабет Муди — подлинная мадонна небес, источающая свет любви, по-женски беззащитная, жертвенная.
Вторая, Луиза Скрайн, леди Кладж — воплощение девичей трепетной нежности. Арфа в её руках напоминает зрителю не только о том, что она — талантливая арфистка, к тому же, обладавшая коллекцией арф, но и свидетельствует о созвучности состояния её души волшебным звукам этого инструмента, непременного атрибута многих древнегреческих легенд.
Третья, миссис Гарриет, виконтесса Трейси — символ знаменитой английской воли, восходящей к освоению отчаянными поселенцами угрюмых, пустынных островных берегов и последующим беспощадно-жестоким битвам свободолюбивых британских племён с римскими завоевателями.
Четвёртая, миссис Гертруда, леди Алстон — олицетворение домашнего уюта, материнства, женской верности, естества, побуждающих к заботе и умножению рода человеческого.
У всех женщин, за исключением леди Алстон, сооружены на головах умопомрачительные, по-модному припудренные, высокие причёски, по сей день не оставляющие равнодушными окружающих и будоражащие воображение мужчин.
На выставке представлены также детский портрет, пейзажная живопись и рисунки Томаса Гейнсборо.
Отдельного внимания заслуживают рисунки Гейнсборо. С первого взгляда на любой из них становится ясно, насколько художник талантлив, оригинален в мастерстве рисовальщика. Работы, в основном, выставлялись малоформатные. Россыпь разнообразнейших сюжетов, портретов, зарисовок, деталей, подготовительных набросков. Двуцветных, многоцветных. Можно смело утверждать, если бы Гейнсборо ограничился в своём творчестве только одними бы рисунками, он уже вошёл бы в пантеон гениев национального и мирового искусства. Изящные линии, точные штрихи, порой непонятно чем и с помощью какого инструмента сделанные.
В этом отношении чрезвычайно показателен рисунок «Лесной пейзаж с путешественниками», 1778 г., имитирующий, ни много ни мало, масляную живопись, где Гейнсборо провёл сложную, удивительную работу: предварительно склеивал листы бумаги, в сыром виде растягивал их на раме, рисовал основной рисунок индийскими чернилами и свинцовыми белилами, потом окунал листы с рисунком в обезжиренное молоко, растягивал, окунал снова, дорисовывал, расцвечивал элементы коричневыми, зелёными, жёлтыми, голубыми красками, добытыми, по его словам, из крушины, бистра, желчного камня, индиго и, наконец, всё заливал гуммиарабиком, а после высыхания покрывал работу тремя слоями спиртового лака.
...Давно ушедшая эпоха, безвозвратно выветренная в современной цивилизации атмосфера картин Гейнсборо, но соприкасаясь с его творчеством, образами, словно бы осязаешь близость того удивительного во всех отношениях мира, слышишь те сложные, многоцветные ароматы, будто произведения художника подводят основу под жизнь и нынешнего, современного общества, делают смыслы более ясными, воззрения устойчивыми.
Tags: ГалереяProject: MolokoAuthor: Лаврёнов Павел