Найти тему
Стакан молока

Женщины и пейзажи на картинах Томаса Гейнсборо

Продолжаем рассказ о работах английского живописца, портретиста, гравёра, рисовальщика Томаса Гейнсборо. Начало рассказа здесь. Выставку работ Томаса Гейнсборо организовал ГМИИ им. А.С. Пушкина (с 3 декабря, 2019 г. по 1 марта 2020 г.).

В ряде работ Гейнсборо, несмотря на изящество и лёгкость изображённой природы, заложен подлинный драматизм, например, в картине «Портрет миссис Мэри Кобболд и её дочери Энн с ягнёнком и овцой на фоне пейзажа», ок. 1752 г.

 «Портрет миссис Мэри Кобболд и её дочери Энн с ягнёнком и овцой на фоне пейзажа», ок. 1752 г.
«Портрет миссис Мэри Кобболд и её дочери Энн с ягнёнком и овцой на фоне пейзажа», ок. 1752 г.

Мать и дочь запечатлены на земляном холмике, подле трёх деревьев, где главенствующую роль играют не кроны, а стволы. Картина, на первый взгляд, идиллическая, этакая пастораль: ясное небо, чистый ручей, купы деревьев, светлый горизонт. Мать с дочерью одеты в красивые, нарядные платья, какие надевают, преимущественно, на бал или иное значимое торжество. Юная дочь держит на руках ягнёнка, символизирующего безгрешность и чистоту. «Изящный портрет миссис и мисс Кобболд восходит к распространённому в XVIII веке живописному жанру сценки в пейзаже, более известному как “разговорный портрет”».

За спинами зрелой женщины и юной девицы прихотливо перекрещены три крепких ствола. Нижние сучья основного, наиболее могучего дерева болезненно обломаны, что вносит в благостную пастораль явный диссонанс и намекает, вероятно, на некое неблагополучие с главой семейства, отцом. Лица матери и дочери чрезвычайно серьёзны, но, если в выражении первой читаются пережитые жизненные заботы, то лицо второй ничем ещё не омрачено. Своеобразной рифмой обеих фигур звучат облака в небе, одно облако — высокое, тёмное, как будто перегоревшее в пожарище, другое — беленькое, чистое, пышное, недавно народившееся и только-только покидающее горизонт.

Таким образом, внешне, казалось бы, ни к чему не обязывающий «разговорный портрет», призванный всего лишь услаждать взор хозяина, украшать жилище и передавать память последующим поколениям, приобретает у Гейнсборо серьёзное, социальное звучание, наполняется психологизмом, раскрывается этической глубиной.

Восхищают женские портреты, представленные на выставке:

«Портрет миссис Элизабет Муди с сыновьями Самюэлем и Томасом, 1779-1785 гг.,

«Портрет Луизы Скрайн. Леди Кладж», 1778 г.
«Портрет Луизы Скрайн. Леди Кладж», 1778 г.

«Портрет Гарриет, виконтессы Трейси», ок. 1763 г.,

«Портрет Гертруды, леди Алстон», 1767 г.

Первая, миссис Элизабет Муди — подлинная мадонна небес, источающая свет любви, по-женски беззащитная, жертвенная.

Вторая, Луиза Скрайн, леди Кладж — воплощение девичей трепетной нежности. Арфа в её руках напоминает зрителю не только о том, что она — талантливая арфистка, к тому же, обладавшая коллекцией арф, но и свидетельствует о созвучности состояния её души волшебным звукам этого инструмента, непременного атрибута многих древнегреческих легенд.

Третья, миссис Гарриет, виконтесса Трейси — символ знаменитой английской воли, восходящей к освоению отчаянными поселенцами угрюмых, пустынных островных берегов и последующим беспощадно-жестоким битвам свободолюбивых британских племён с римскими завоевателями.

Четвёртая, миссис Гертруда, леди Алстон — олицетворение домашнего уюта, материнства, женской верности, естества, побуждающих к заботе и умножению рода человеческого.

У всех женщин, за исключением леди Алстон, сооружены на головах умопомрачительные, по-модному припудренные, высокие причёски, по сей день не оставляющие равнодушными окружающих и будоражащие воображение мужчин.

На выставке представлены также детский портрет, пейзажная живопись и рисунки Томаса Гейнсборо.

Отдельного внимания заслуживают рисунки Гейнсборо. С первого взгляда на любой из них становится ясно, насколько художник талантлив, оригинален в мастерстве рисовальщика. Работы, в основном, выставлялись малоформатные. Россыпь разнообразнейших сюжетов, портретов, зарисовок, деталей, подготовительных набросков. Двуцветных, многоцветных. Можно смело утверждать, если бы Гейнсборо ограничился в своём творчестве только одними бы рисунками, он уже вошёл бы в пантеон гениев национального и мирового искусства. Изящные линии, точные штрихи, порой непонятно чем и с помощью какого инструмента сделанные.

Томас Гейнсборо. Лесной пейзаж с путешественниками. Около 1778. Бумага, мел, лак. Дом-музей Гейнсборо, Саффолк.
Томас Гейнсборо. Лесной пейзаж с путешественниками. Около 1778. Бумага, мел, лак. Дом-музей Гейнсборо, Саффолк.

В этом отношении чрезвычайно показателен рисунок «Лесной пейзаж с путешественниками», 1778 г., имитирующий, ни много ни мало, масляную живопись, где Гейнсборо провёл сложную, удивительную работу: предварительно склеивал листы бумаги, в сыром виде растягивал их на раме, рисовал основной рисунок индийскими чернилами и свинцовыми белилами, потом окунал листы с рисунком в обезжиренное молоко, растягивал, окунал снова, дорисовывал, расцвечивал элементы коричневыми, зелёными, жёлтыми, голубыми красками, добытыми, по его словам, из крушины, бистра, желчного камня, индиго и, наконец, всё заливал гуммиарабиком, а после высыхания покрывал работу тремя слоями спиртового лака.

...Давно ушедшая эпоха, безвозвратно выветренная в современной цивилизации атмосфера картин Гейнсборо, но соприкасаясь с его творчеством, образами, словно бы осязаешь близость того удивительного во всех отношениях мира, слышишь те сложные, многоцветные ароматы, будто произведения художника подводят основу под жизнь и нынешнего, современного общества, делают смыслы более ясными, воззрения устойчивыми.

Tags: ГалереяProject: MolokoAuthor: Лаврёнов Павел