Найти тему

Fokker F-27: с него копировали Ан-24?

Фоккер F-27 Friendship - знаменитый самолет, может быть, самый удачный европейский турбовинтовой лайнер - не нуждается в особом представлении. Производившийся с 1955 по 1987 годы, этот выдающийся самолет летает и сейчас. Расскажем об этой машине подробнее: тем более, поскольку машина, по всей видимости, оказала влияние и на советский авиапром.

В начале 1950-х годов основным пассажирским лайнером на европейских линиях был заслуженный Дуглас DC-3. Этот самолет, разработанный еще в довоенные годы, уже не вполне устраивал и пассажиров и перевозчиков (комфорт и скорость были хороши для тридцатых годов - а требования выросли). Старому самолету искали замену. Крупные авиапредприятия вели свои разработки: целью было создание современного лайнера для ближних и среднемагистральных перевозок вместимостью 30-50 человек.

В 1953 году на линии вышел британский Vickers Viscount - первый в мире турбовинтовой пассажирский самолет. Машина получилась чрезычайно удачной. Для разработчиков новых самолетов стало понятно, что будущее - за турбовинтовой силовой установкой. Именно под нее голландское предприятие Fokker и разработало новый самолет. В 1955 году Фоккер F-27, получивший красивое имя "Дружба" - поднялся в воздух.

F-27 Friendship
F-27 Friendship

Среднеразмерный 44 - местный высокоплан с двумя ТВД Rolls-Royce Dart летал со скоростью 450 км/ч на расстояние до 2500 км. Машина пошла в серию. Первым эксплуатантом стала ирландская Aer Lingus, затем самолет приобрело еще множество авиакомпаний в Западной Европе. Самолет чрезвычайно удачно вписался в рыночную нишу ближнемагистрального лайнера. Вскоре машина летала по всему миру- от Австралии и Новой Зеландии до Индии и Южной Америки. Простая, допускающая эксплуатацию с грунта, экономичная "рабочая лошадка" ближних линий устраивала всех - и авиаперевозчика, и пассажиров.

F-27 Friendship. Обратим внимание на большие овальные иллюминаторы в стиле Vickers Viscount
F-27 Friendship. Обратим внимание на большие овальные иллюминаторы в стиле Vickers Viscount

Большую популярность машина завоевала в США. Там она даже строилась по лицензии предприятием Fairchild - было выпущено больше двухсот самолетов. С 1985 года Фоккером производилась значительно переработанная и улучшенная весия самолета -Fokker 50.

Самолет эксплуатировался долго и повсеместно, летает и теперь: на 2018 год летает 10 машин F-27 и порядка тридцати F-50.

-4

...И конечно, он похож на Ан-24. Луше сказать наоборот: Ан-24 похож на Фоккера, ибо советский самолет полетел на четыре года позже. Допускаю, что передовой опыт западноевропейских конструкторов пригодился советским коллегам. Во всяком случае, за это говорит схема высокоплана со стойками шасси в мотогондолах. Как известно, Ан-24 также стал весьма удачной и широко применяемой машиной.

Ан-24
Ан-24

Впрочем, был самолет с подобной компоновкой и у англичан : Dart Herald. Но это уже другая история.

По теме : Vickers Viscount - первый турбовинтовой

Спасибо за просмотр! Буду особо благодарен, если Вы оцените мою работу- поставите лайк или подпишетесь.

На моём канале также можно прочесть и о других интересных летательных аппаратах:

Авиалайнер для города

Реактивный Колибри

Однолопастный вертолет?

Летающая ступа армии США

Верхом на винте

Горбатый кукурузник из Австралии

Швейцарский ответ Ан-2: делай все, летай везде

Вертолет в рюкзаке

Реактивный кукурузник

Синхроптер: танец с саблями

Также Вашему вниманию предлагаются рассказы о моих полётах:

...на маленьком Л-410 из Читы в Чару, Забайкалье

....на почти 50-летнем Ан-24 в Сибири

....в Африке, в Танзании, - на Cessna в Занзибар

Москва- Бангкок и обратно: Аэрофлот

О гидросамолётах на Шри-Ланке

О полёте над водопадом Виктория в Зимбабве

Эфиопские авиалинии: личный опыт