Рыбная отрасль, наверное, единственная в отечественной экономике, где законодательство и ведомственные нормативные акты меняются практически ежегодно. Только рыбак успел привыкнуть к правилам игры, как они меняются, причем иногда самым кардинальным образом. Именно это и предопределило главную тему парламентских слушаний, прошедших на днях в Южно-Сахалинске. На мероприятии побывал корреспондент skr.su.
Ломаным курсом без принципов
Диалог рыбопромышленников и ученых, представителей областных и федеральных органов власти был посвящен применению новых положений законодательства в отрасли с учетом региональных особенностей. Начался он с тревожной ноты, поскольку именно в уходящем году после изменений в законодательстве, несмотря на многочисленные протесты рыбаков, началась аукционная распродажа квот на краба.
— Мы потеряли ресурсов не менее чем на 10 тысяч тонн краба, на промысле и переработке которых занято около 2 тысяч человек, — констатировал Максим Козлов, депутат облдумы и президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области (АРСО). — Аукционы стали угрозой стабильной работе рыбохозяйственного комплекса.
Может показаться, что островные законодатели преувеличивают последствия передела сырьевых запасов, половину которых теперь получили компании с многомиллиардными оборотами, а не малые и средние предприятия, дающие рабочие места и налоги приморским поселкам. Тем более что и поступления от такого передела должны в следующем году солидно пополнить федеральный бюджет.
Однако дело не только и не столько в деньгах. Речь идет о наметившемся сломе прежнего исторического принципа распределения водных биоресурсов, когда государство выделяло квоты рыбакам сначала на 10, а теперь и на 15 лет. Такой механизм позволял отрасли не только стабильно работать, но и планировать развитие за счет собственных инвестиций в современные технологии, обновление береговых мощностей и флота.
Рейсы с убытками
Козлов напомнил о так называемой дорожной карте Федеральной антимонопольной службы, в которой предлагается перейти уже к торгам квотами на креветку, морского ежа, трубача и другие валютоемкие виды. Причем делить их подобным образом собираются каждые 3–5 лет, да еще и обяжут покупателей строить новые суда для промысла перечисленных морепродуктов. Но рыбаки уже подсчитали, что подобная покупка ресурсов окупится не ранее чем через 20 лет. А новые суда и вовсе не требуются, например, на вылове морского ежа, которого вручную и поштучно добывают водолазы. По мнению выступавшего, островным законодателям пора готовить обращение в российское правительство с призывом — не допустить очередного витка аукционной распродажи. В противном случае наши рыбаки очень скоро могут лишиться доступа не только к крабу, но и к другим водным биоресурсам.
Примечательно, что если правила на сырьевом рынке могут измениться чуть ли не за несколько месяцев, то по другим ключевым направлениям они застыли на долгие годы, как севший на мель корабль. Козлов привел пример: по существующему порядку погранслужба должна контролировать в море перегруз пойманной рыбы с промыслового судна на транспортник. По сути, это требование не стыкуется с принятым в прошлом году постановлением правительства РФ, которое обязывает рыбаков сдавать все уловы в отечественные порты. Явно излишние административные барьеры ведут не только, скажем, к снижению добычи иваси и скумбрии возле Южных Курил. Затраты, понесенные рыбаками на переходах с уловом до портов и обратных порожних рейсах в район промысла, тяжелым грузом ложатся на себестоимость продукции. Получается, в конечном счете эти убытки оплачивают потребители рыбопродукции.
К сожалению, подобных примеров участники диалога привели немало. И не случайно, что в рекомендации слушаний включили предложения — создать сразу несколько рабочих групп, которые и займутся подготовкой региональных законодательных инициатив и обращений в российские органы власти. Впрочем, кому как не островным депутатам и отстаивать интересы своих избирателей-рыбаков?
Номера для сетей
Увы, правила игры регулярно меняются не только в отрасли. В 2020-м законодательные новации ощутят на себе и рыбаки-любители. Согласно обновленным правилам, жаберные сети — а ими сахалинцы вылавливают немало лосося для личных нужд — теперь будут получать номера почти так же, как и…личные автомобили. Различие лишь в том, что ставить сети на учет придется не в ГИБДД, а в территориальном органе Росрыболовства или МФЦ. Последнее до сих пор толком неясно, поскольку с выпуском соответствующих нормативных документов чиновники тянут и неизвестно, когда разъяснения доберутся до Сахалина из Москвы. Кстати, использовать жаберные сети россиянам разрешено лишь на Дальнем Востоке, в Сибири и на Севере, где такие орудия лова являются традиционными. Но факт остается фактом — вместо облегчения рыбакам-любителям добавится новых забот.
А их и без того хватает. Из выступления руководителя областного агентства по рыболовству Ивана Радченко явствовало, что в путину-2019 активный вид отдыха для населения в островном регионе организовывали 10 юридических лиц. Для любительского лова на 17 рыбопромысловых участках реализовали более 7,6 тысячи путевок. В целом сахалинцы смогли добыть здесь 125,7 тонны лососевых. Заметим, что большая часть улова пришлась на горбушу и кету, хотя, так скажем, на уху любители добывали и симу с кижучем. Одновременно по инициативе губернатора области Валерия Лимаренко еще 44 места выделили в районах для бесплатного вылова на удочку трех хвостов горбуши. В общем, результат может лишь порадовать.
Но лишь до конца уходящего года. Как ожидается, к следующей путине в Сахалинской области останется… всего два морских участка для организации спортивно-любительского рыболовства, хотя в прежние годы их число достигало 36! Причина — опять же в недавних изменениях законодательства, ведь теперь такие участки можно использовать лишь для одного вида деятельности. Нетрудно догадаться, что предпочтет островной рыбопромышленник, если ему придется выбирать между промышленной добычей лосося для своего производства и организацией спортивно-любительского рыболовства для всех остальных.
Обращения областных органов власти по этой проблеме в Росрыболовство и Минсельхоз РФ, по словам Радченко, пока ни к чему не привели. Значит, и здесь к делу придется подключиться островным законодателям.
Как прошла путина
На слушаниях шла речь также о проблемах искусственного воспроизводства лососевых, возможностях развития аквакультуры, ресурсах для традиционного образа жизни и хозяйствования коренных малочисленных народов Севера и многом другом. Предложений поступило столько, что профильный думский комитет сведет их воедино спустя две недели и затем передаст на утверждение островного парламента. А сколько времени потребует реализация всех рекомендаций, пока и представить трудно.
Едва ли не каждое третье выступление на форуме посвятили главной путине года, официальный финиш которой должен был произойти через три дня. Но поскольку в 2019 году лососевая страда вышла непростой, то и ее итоги — тема особая, заслуживающая отдельной публикации.
Друзья, если вам понравился этот материал – подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и ставьте лайки, ведь наши ребята очень стараются рассказать вам, как можно больше самого интересного. Всем добра!