«Считаем необходимым доложить Вам о неблагополучном состоянии дел с созданием советской оперы».
Такое письмо получил секретарь ЦК КПСС товарищ Поспелов П.Н. 8 мая 1953 года.
Что же вызвало недовольство у отдела науки и культуры ЦК КПСС?
Состояние советской оперы
Несмотря на постановление ЦК ВКБ(б) об опере в 1946 году, композиторы не сочиняли новые произведения.
Ещё в 1948 году в репертуаре оперных театров было 13 советских и 64 иностранных оперы.
В 1952 году осталось 8 советских и 39 иностранных.
Ситуация складывалась критическая. Зрителям не нравились новые советские оперы.
Композиторы тоже смотрели на повестку по написанию опер с грустью.
За шесть лет советские музыканты с трудом осилили двадцать четыре оперы. Из них поставили восемь, остальные ушли в стол. Для сравнения, один Гаэтано Доницетти в 19 веке играючи сочинил семьдесят одну.
На афишах советских театров красовались: «Морозко», «Тихий Дон», «Молодая гвардия», «В бурю», «В грозный год» и «Суворов».
Не удивительно, что залы пустовали. Советскую оперу было скучно смотреть. В театр ходят за эмоциями. Зрителю подавай Евгения Онегина и Татьяну Ларину. Все любят Риголетто.
Теноры и сопрано, старательно выводящие партии «В грозный год», могут вызвать лишь зевоту.
В чём дело
Композиторы отказывались творить на актуальные темы. Когда под рукой есть сюжеты, которые на протяжении веков волнуют сердца, вытаскивать на сцену жизнь советских людей не хочется.
Да и зачем стараться. Такую оперу забудут через несколько лет. Композиторам интересней работать с классической литературой, с ней хотя бы есть шанс войти в историю.
Так что можно сколько угодно жаловаться начальству, что творческие люди не желают писать правильную музыку. Талантливое произведение трудно родить по требованию.
Зато советские режиссёры отдувались за всех. Именно в эти годы на экраны вышли адаптированные версии мировой классики.
Например, «Борис Годунов», снятый в 1954 году на оперу Модеста Мусоргского.
Вера Строева, помимо «Годунова», сняла ещё «Хованщину». Тоже опера Мусоргского. Фильм даже номинировали на «Оскар» за лучшую музыку в 1962 году.
Несколькими годами позже Роман Тихомиров экранизирует «Князя Игоря», оперу, основанную на «Слове о полку Игореве». В 1981 году он же снимет «Флорию Тоску» — одно из известнейших произведений Джакомо Пуччини, но переведённое на русский язык.
Мне нравится смотреть советские фильмы, поставленные по оперным произведениям.
СССР всё же внёс вклад в оперное искусство. И неважно, что большинство сюжетов придумали в 19 веке.
Источник:
http://www.norma40.ru/articles/sovetskayaoperasostoyaniye.htm — Записка отдела Науки и Культуры ЦК КПСС о состоянии советской оперы