Под конец 2 февраля, ближе к ночи я вспомнил, что это день сурка, о котором мы в России узнали благодаря одноименному превосходному фильму с Биллом Мюрреем 1993 года выпуска.
О чем фильм
Картина Гарольда Рэмиса рассказывает о телерепортере Филе Коннорсе, попавшем во временную петлю в городе Панксатони, куда он приехал освещать местный праздник День Сурка.
Из-за снежного завала съёмочной группе не удается выехать из города. Они ночуют в гостинице, а на следующее утро Фил снова оказывается в том же дне, делает тот же репортаж и так далее.
Впоследствии он начинает сходить с ума от рутины и многократно пытается убить себя, но ничего не получается - он снова просыпается 2 февраля в гостинице.
Моральный посыл фильма, который, кстати, называют комедией-притчей, очевиден: не проводи каждый день однообразно, как будто это один и тот же день. Учись, развивайся, люби, делай добро, живи полной жизнью. Но кто не хотел попробовать побыть в такой ситуации? Вопрос ведёт к вечной мечте человечества о бессмертии.
Трагичность бессмертия
Идея бессмертия сама, по-видимому, бессмертна, несмотря на то, что пагубность этого желания давно всеми уяснена. О том, как человек становится бессмертным, а потом разочаровывается в этом и хочет найти смерть, рассказано в кино много. Тем не менее, когда смотришь, как развлекается Фил Коннорс, зная о своей неуязвимости, всегда возникает мысль: вот бы мне так. Несмотря на то, что финал очевиден: невыносимая тоска, отчаяние, попытки умереть.
Одна из причин такого желания, конечно, страх смерти. От него никуда не деться (хотя, при определенной длительной духовной подготовке - возможно). Вторая, вероятно - высокомерие. Почти уверен, каждый из нас думает, что, окажись он на месте Фила Коннорса, он бы все понял сразу, а не к концу фильма. Нашел бы смысл, цель, выстроил планы самосовершенствования, изменения мира к лучшему и обретения постоянного счастья активной жизни. Сколько времени для этого нужно?
Быть Филом Коннорсом
В одной из ранних версий сценария Дэнни Рубина было указание на то, сколько Фил пробыл во временной петле - около 10 000 лет. В режиссерский сценарий это указание не вошло.
По ощущениям во время просмотра, я бы предположил, что Фил жил в дне сурка не более 5 лет. При такой активной жизни этого бы хватило, чтобы научиться всему тому, что он умеет к концу фильма.
Упоминание цифры 10 000 лет сделало бы фильм значительно мрачнее при прочих равных.
В обычной жизни ничто не мешает нам, казалось бы, жить не как Фил в начале фильма, а как ближе к концу. Наверно, поэтому картина так вдохновляет, как и многие книги поп-психологии по мотивации, тайм-менеджменту и прочее. Но пройдет лишь несколько дней, и все забывается, вдохновение пропадает.
Задачи и приоритеты
Дело в том, что разница между нами и Филом (олицетворяющим мир поп-мотивационной литературы) в том, что у него нет никаких бытовых проблем. Филу всегда хватит денег, ведь хватить их должно всего на один день. Он знает, что у него в доме не прорвет трубу, что на него не подадут в суд, не арестуют больше, чем до полуночи, и т.д.
Когда мы мечтаем о такой же насыщенной и разнообразной жизни, мы тоже мысленно оставляем это за скобками. Чтобы все получилось, с каждым из этих вопросов надо разобраться отдельно. Естественно, как и во всем, проблемы не решатся взмахом руки - ай, пускай, наплевать, жизнь прекрасна. Особое отношение к жизни как к приключению, где все преграды преодолимы, а положительный итог усилий неизбежен, требует серьезной внутренней проработки.
Фильм не может подробно показать это, потому что никто такое кино не высидит даже до середины. Но оно подразумевается. Именно поэтому Фил не начинает играть на клавишах и делать ледяные фигуры сразу. Сначала он мечется и ищет выходы разными путями, в итоге доходя до побега в смерть. И только потом находит правильный вектор.
Через преодоление смерти (в реальной жизни - беспричинного страха смерти как явления) лежит путь к этой активной, разнообразной жизни Фила Коннорса в финальной части "Дня Сурка".
Особо важно умение определять приоритеты, которое тоже не выдаётся в родильном доме. Если, к примеру, человек постоянно подавлен из-за того, что беден и у него большие долги, значит, он не умеет определять приоритеты. В противном случае он бы не пожертвовал радостью жизни и хорошим самочувствием ради денежного вопроса.
Иллюзия данности
Эта кажущаяся очевидной истина на самом деле доступна не всем, так как далеко не все, говоря математическим языком, хотя бы записали себе условия уравнения. Когда это сделано, собственно решение задачи - дело техники. Но и это простое действие надо произвести. Ошибка, которую мы совершаем едва ли не ежедневно, состоит в предположении, что все эти вопросы понятны нам изначально в силу своей простоты.
Из сансары с любовью
Мы не прорабатываем, не обдумываем свои отношения с каждой проблемой отдельно, как философской, так и бытовой. Подобная осознанность в деталях, приучи человек себя к этому, изгонит из них дьявола и позволит смотреть на трагическую, в общем-то, историю Фила Коннорса без зависти. В данном случае она абсолютно не уместна, но противостоять желанию бессмертия тяжело. Спасает осознание того, что, вообще-то, времени нам выдано не так мало. А когда оно закончится, мы выйдем из нашего дня сурка и попадём... куда? Неизвестно. Фил Коннорс тоже не знал. И попал в чудесное зимнее утро, со свободой, мудростью и любовью в рюкзаке.