Найти тему
1520. Все о путешествиях

6 поездов, которых больше нет, но которые всё еще жалко

Оглавление

В последние годы в РЖД отменили много поездов даже на таком популярном направлении, как Москва – Петербург. Да, им на смену пришли новые двухэтажные составы, скоростные «Сапсаны» и «Ласточки», но часть поездов по-прежнему жалко.

В этом обзоре я собрал некоторые составы, по которым чаще всего тоскую пассажиры и железнодорожные любители.

ЭР-200

Скоростной поезд ЭР-200 был сделан в Риге (ЭР – Электропоезд Рижский). Он ходил между Москвой и Ленинградом (Петербургом) с 1984 по 2009 год, когда ему на смену пришел «Сапсан». Лучшее время в пути ЭР-200 составляло 3 часа 55 минут.

После запуска «Сапсанов» у РЖД были планы сохранить ЭР-200 на региональных маршрутах (обсуждались Москва – Ярославль и Петербург – В.Новгород), но в результате составы «разъехались» по музеям.

Николаевский экспресс

Ночной скорый поезд «Николаевский экспресс» многие любили не только за отличное расписание, но и за особый интерьер и атмосферу. Немецкие купе и СВ 1990-х годов были стилизованы под вагоны начала ХХ века, интерьер поезда был выполнен с использованием зеленого цвета, а проводники носили ретро-форму.

-2

Поезд обслуживала частная фирма «Окдайл», основанная в начале 1990-х годов выходцами из МПС. С 2019 года некоторые вагоны того поезда ходят в составе ретро-поезда «Рускеальский экспресс» в Карелии.

-3

Поезд 197/198

Наверное, только железнодорожные фанаты и жители отдаленных сел помнят поезд №197/198. Он ходил из Москвы в Петербург (Ленинград) окружным путем и находится в пути около суток. Поезд отправлялся с Савеловского вокзала столицы и добирался до Ленинграда через Савелово, Калязин, Сонково, Овинище, Пестово, Хвойную, Анциферово, Неболчи, Будогощь, Мгу. В Сети можно найти служебное расписание этого поезда на 1990 год.

-4

Говорят, что на весь маршрут продажа билетов была закрыта, от Москвы билеты продавались не далее предпоследней станции Мга. Активисты борются за возобновление этого поезда, но ФПК систематически отказывает в этом, ссылаясь на отсутствие пассажиропотока.

«Юность»

Поезд № 23/24 «Юность» – это был дневной поезд, которых ходил между Москвой и Петербургом, делая в пути порядка 10 остановок на всех более-менее крупных станциях. Его отменили с запуском «Сапсана».

-5

В «Юности» были довольно комфортабельные сидячие и купейные вагоны. При этом цены на билет не кусались. Отмена «Юности» вызвала массовое недовольство пассажиров. Писались коллективные письма, собирались подписи, но РЖД не пошло пассажирам навстречу. Лишь в 2019 году, спустя десять лет, между Москвой и Петербургом была пущена дневная «Ласточка», которая делает большую часть из тех остановок, что делала «Юность».

«Аврора»

«Аврора» – еще один поезд из тех, что был сокращен в связи с пуском «Сапсана». Это было что-то среднее между ЭР200 и «Невским экспрессом» с одной стороны и «Юностью» с другой. «Аврора» считалась дорогим и фешенебельным дневным поездом, время в пути составляло около шести часов.

-6

Лично я не любил «Аврору» из-за сидячих мест, расположенных не в вагоне открытого типа (как в самолетах или автобусах), а в купе, где шесть человек были вынуждены сидеть напротив друг друга. Тем не менее, «Аврора» – это был бренд, который существовал с 1963 года и был похоронен в 2010 году.

Электричка

Еще один дневной поезд, о котором я хочу поплакать, – это электричка. Можно сказать, предвестник «Ласточки». Была такая компания «Пассажирские перевозки», и была у нее чудо-электричка ЭД4МКу.

-7

Это была интересная разработка Демиховского завода с вагонами разных классов, баром, климат-контролем (для середины 2000-х, когда ее сделали, это был прорыв) и т.д. Ходила она также, как и «Юность», со многими остановками.

После отмены ее какое-то время гоняли из Москвы в Ярославль, потом снова в Петербург, а затем стали использовать на пригородных маршрутах в Московской области. Недавно я ее видел на Киевском вокзале.

***

На направлении Москва – Петербург (Ленинград) было еще несколько запоминающихся поездов. Например, «Интурист» и «Березка», но поскольку в советское время это были поезда для иностранцев, а в 1990-х качество обслуживания в них значительно упало, по ним мало кто грустит.

В 2000-е между Москвой и Петербургом ходили фирменные поезда «Две столицы», «Афанасий Никитин» и «Северная Пальмира». Все они отменены («Северная Пальмира» сохранила маршрут на Адлер).

Поезд «Смена», который предназначался для обучения молодых проводников ремеслу и формировался в Петербурге, утратил свое предназначение (хотя сохранил номер и название, но оно теперь ни о чем не говорит) и стал двухэтажным...