Найти тему
Капли дождя

Преображение в тотемных животных - леопард.

Леопард - священный тотем многих африканских племен. Крупный опасный хищник, ведущий скрытный, уединенный образ жизни он олицетворяет силу, могущество, магию. Почитание леопарда наиболее рафинированно выделено в культе людей-леопардов. Считается, что люди леопарды происходят от связи людей с леопардами. Есть легенда о леопарде-оборотне Ириму, который женился на девушке, будучи в человеческом облике. И от ох детей и происходят люди-леопарды. Последователи культа сами утверждали, что являются леопардами-оборотнями. В этом может быть зерно истины, так как они использовали различные снадобья, которые вызывали огромный прилив сил, делали их нечувствительными к боли, и позволяли ощущать себя зверем.
Общество людей-леопардов - это тайный боевой культ. Мужчины этой организации ведут обычную жизнь, ничем не выдавая себя, преображаясь в леопардов только для ритуальных действий. Они надевают шкуры леопардов и ритуальные маски. А также используют оружие, которое имитирует когти и зубы леопарда.
В журнале "Вокруг света" №11 за 1972г. два итальянских журналиста -
Альберто Онгаро, Джанфранко Морольдо, которые довольно долго жили в Камеруне, пользовались уважением и доверием местного населения описывают свою встречу с людьми-леопардами.
"..... - Люди-леопарды получили послание и приняли ваши дары. Ночью они говорили с колдуном, его ответ и на сей раз благоприятен. Не знаю, за какие такие заслуги, но, похоже, духи прониклись к вам симпатией. Двое из людей-леопардов ждут вас в шалаше в нескольких километрах отсюда. Идти придется пешком, так что надо поторопиться. Те двое принадлежат к избранным членам общества, они - нгенге.
...Мы шли почти час по узкой, едва различимой в траве тропе. Внезапно лес расступился, и мы очутились на голой бугристой поляне. Их мы увидели сразу, еще до того, как разглядели на краю поляны шалаш. Были они высоки и на темном фоне деревьев выделялись как светлое пятно. Мы подошли ближе. Они были пугающе величественны - леопардовые шкуры закрывали их целиком, морда зверя образовывала капюшон, длинный хвост вился по земле. Два леопарда, вставшие на задние лапы; два леопарда, ставшие людьми. Мы устраиваемся рядом с шалашом на деревянных обрубках и начинаем разговор.
- "Кто вы? Кто такие люди-леопарды?" - выпаливаю я первые вопросы. Дика переводит мои слова, но ему приходится быть красноречивее: он говорит долго, люди-леопарды молча слушают, время от времени понимающе кивая скрытой капюшоном головой. Потом один из них начинает отвечать. Но перевод не помогает - понять ничего нельзя.
- "Мы воины Бот ба Нгуэ,- говорит человек-леопард, - создателя и защитника народа. Мы - стражи Мбока".
- Что это означает? - в недоумении спрашиваю я у Дика.
- Видите ли, эти люди выражают свои мысли метафорически. Наверное, мне стоит не просто переводить, но и растолковывать все в привычных для европейцев терминах...
К счастью, наши собеседники тоже осознали всю сложность ситуации и перешли на язык, понятный и нам, непосвященным.
- Ты, может быть, слышал, что у народов Черной Африки есть тайные общества и у каждого общества есть своя цель. От этой цели зависит выбор символа, священного животного. Те люди, которые призваны следить за всем, что связано с деньгами и имуществом, зовутся людьми-змеями, потому что змея - это символ богатства. Люди, призванные охранять реки и плывущие по ним пироги, следить за тем, чтобы обмен товарами на берегу был справедливым, зовутся людьми-крокодилами, потому что крокодил - хозяин реки. Те, кто выполняет волю Мбока, зовутся людьми-леопардами, потому что леопард - самый сильный зверь наших лесов, он сам символ силы, а значит, и власти. В других местах, например в Заире, где самым сильным считается лев, люди тайного общества зовутся симба, то есть люди-львы...Возможно, ты приехал сюда с уже готовым представлением о нас, людях-леопардах, - продолжал он. - Европейцы написали о нас книги. Там говорится, что мы дикие звери, которым только и радости, что убивать. Я видел такую книгу. Не помню ее названия...
Я скажу тебе, кто такие люди-леопарды. Они - тайная полиция Черной Африки, они настигают тех, кто совершил преступление, тех, кто был осужден нашим судом. Не судом больших городов, не судом белых или созданным по их подобию, но судом наших лесов. Мы - карающая десница наших вождей. Мы существуем века, мы существуем столько, сколько существует Африка. Здесь нас зовут багенге, или ньенгват, или баймам, в других местах - вахокехоко, симба и другими именами...
- Кто дал вам власть?
- Мбок. Я же сказал, мы - стражи Мбока. Это тот, от кого пошло наше племя. У нас, басаа, он зовется Мбок, в других местах у него другое имя, но каждый народ Африки хранит пепел своего прародителя. Мбок - это вся наша страна, мужчины и женщины, звери, реки, законы, охота, торговля, вера. Мбок принадлежит всем. Но есть человек - Бот ба Нгуэ, который обязан охранять самого Мбока, защищать его. Он глава всех людей-леопардов, и мы его воины.
- Всякий раз, когда нарушаются законы Мбока, мы обязаны восстановить справедливость и наказать нарушителя. Это законы нашего народа. Мы заставляем уважать их даже в том случае, если они расходятся с законами, привезенными в Африку европейцами. Потому-то мы и живем в тени. Есть две Африки, тумбала, - древняя и только что родившаяся. И у каждой свои законы....."
Это довольно неожиданный взгляд на людей-леопардов. Обычно они описываются с некоторым предубеждением, как кровожадные маньяки, с "поехавшей" психикой.
Об оборотнях в славянской традиции читайте здесь:
Ставьте лайки. Подписывайтесь на канал.