Найти в Дзене
Шансонлайн

Такая вот «Петрушка»! Почему юбилей оркестра в Хакасии пошел по пелевинскому сценарию

Оглавление
Фото Анны Кульченко
Фото Анны Кульченко

1 февраля симфонический оркестр Хакасской республиканской филармонии им. В. Г. Чаптыкова дал большой концерт в честь своего 20-летия. В первом отделении прозвучала музыка балета «Петрушка» русского композитора Игоря Стравинского. Власти Хакасии приготовили для коллектива оркестра поздравительные речи, а артисты, отыграв безупречный по содержанию концерт, закончили его революционной песней «И вновь продолжается бой».

Как масштабное культурное мероприятие превратилось в какофонию поздравлений и чем запомнился праздник музыки, рассказывает Света Стафиевская.

«И сердцу тревожно в груди»

Приходится признать, что финал гала-концерта, посвященного 20-летию симфонического оркестра Хакасской республиканской филармонии, стал для меня совершенной неожиданностью. Когда после романтичных произведений Астора Пьяццоллы, Петра Казимира и такого пестрого, как лоскутное одеяло, «Петрушки» Стравинского грянула музыка Александры Пахмутовой, хотелось заткнуть уши. Над концертным залом завис вопрос «Зачем?». Зачем нужно было так жирно, по-советски, словно заправляя салат майонезом, делать кавер песни, которая не имеет ничего общего с классической музыкой?

Возможно, это была некая благодарность главе Хакасии, молодому, идейному, коммунисту Валентину Коновалову, который лично поздравил коллектив. Ну, или музыканты легонько потроллили хакасские власти. «И Ленин такой молодой, и юный — Октябрь впереди!», сами понимаете, кого подразумевая под вечно молодым вождем.

А может быть, таким образом оркестр захотел подчеркнуть свою молодость и боевой задел на будущее. В любом случае, у этого юбилейного концерта случился законченный логический рисунок. И начался он даже не с «Петрушки».

Духоподъемные: Виктор Олегович и Игорь Федорович

Так получилось, что я на 24 года припозднилась с чтением культового романа Виктора Олеговича Пелевина «Чапаев и Пустота». Закрыла я книжку аккурат в субботу, 1 февраля, и продолжила приобщаться к прекрасному уже в филармонии.

И как оказалось, мой литературный практикум с Пелевиным логично и весьма удачно наложился на музыку Игоря Стравинского. В каком-то смысле пелевинский герой – поэт Петр Пустота, и персонаж балета «Петрушка» существуют в параллельных мирах, и неизвестно, какой из них более реален. Кукольный балаган, в котором дух оказывается сильнее материи (дерева, соломы и опилок) или постперестроечное шапито, конкурирующее в сознании поэта с периодом гражданской войны в России?

И в том, и в другом случае, герои этих двух, казалось бы, разных произведений подружились в моей голове благодаря музыке.

Пока шло первое отделение концерта, некоторые хаотичные, больше похожие на яркие кляксы, штрихи Стравинского анимировали не когда-то увиденную телевизионную версию балета времен СССР, а именно роман Пелевина. И это, на мой взгляд, не случайно, потому что они оба – композитор и писатель, по сути экспериментаторы. Используя стилистическую многоходовку, русский фольклор, нарочитую сумбурность, они в итоге приходят к гармонии. А что есть гармония? Пожалуй, это уравновешенный хаос.

Пелевина нередко называют духоподъемным писателем, после его книг хочется жить. В этом плане витиеватый музыкальный язык Игоря Федоровича Стравинского тоже является одним из ключей или инструментов к слушательскому сознанию. «Петрушка» - это сложный и трудный путь маленького человека к свободе, жизни без рамок и ограничений, путь к бессмертию. У пелевинского Пустоты – это путь к просветлению, дорога к другим через себя, через свою Внутреннюю Монголию. 

Музыка-вода

И все-таки, почему именно «Петрушку» решил дать симфонический оркестр на свой праздник, я спросила у дирижера, заслуженного деятеля искусств Хакасии Вячеслава Инкижекова.

У нас было крайне мало времени для интервью. Только-только отгремело первое отделение концерта, и Вячеслав Геннадьевич, еще не пришедший в себя после такого эмоционального, экспрессивного выступления, уединился в антракте в своем кабинете.

- Честно говоря, я давно мечтал об этом. Но не было удобного случая. А тут 20-летие оркестра – время созревания, человек становится взрослым. И мне кажется, что «Петрушка» - это знак взрослого оркестра. Технологически очень сложное произведение, для любого оркестра требует больших усилий для исполнения, - рассказал маэстро.

Вячеславу Геннадьевичу этот вариант исполнения «Петрушки» понравился. Его он считает удачным и интересным. Поэтому всем гостям большого концерта повезло – они стали свидетелями рождения настоящего искусства в том самом понимании фразы «здесь и сейчас».

- Музыка – она же как вода. Она течет, и это мгновение ни повторить, ни снять невозможно. Видите, какое у нас искусство…Если художник нарисовал, так оно и останется навсегда, а у нас такого нет. У нас все время есть вариативность. Иногда она бывает удачная, иногда не очень. В зависимости от волнения, от концерта. И предугадать заранее очень трудно, что получится. Потому что мы отработали, в целом, есть рисунок, но он очень вариативен. На концерте все идет немножко по-другому. Время идет по-другому, ощущения другие. Иногда из-за волнения темпы немного сдвигаются. И это ощущение невозможно смоделировать на репетиции. Понимаете? Самое трудное. Было бы хорошо, если бы на репетиции все отстроить, но так не бывает, - поделился дирижер.

Работу над «Петрушкой» артисты начали еще осенью прошлого года. Многих инструментов в хакасском оркестре просто не хватало. Поэтому на помощь пришли профессионалы из Красноярска и Новосибирска, которые дружно встроились в филармонический коллектив. Воистину сложная для неподготовленного слушателя музыка Стравинского на абаканской сцене стала вехой в культурной жизни региона.

Жаль, что такое произведение жители Хакасии смогут слышать не часто. Правда, у Вячеслава Инкижекова есть еще не менее амбициозные планы. Например, однажды замахнуться на 6-ю симфонию Петра Чайковского. «Это вершина. Выше уже ничего нет», считает дирижер. Чтобы мечты сбылись, необходимо усиливать состав оркестра. Сейчас в нем задействованы 55 человек.

Валентин Олегович и какофония поздравлений

Вообще, Хакасия была бы не Хакасия, если бы такие масштабные культурные события не отмечались забавными случаями с участием представителей власти. Слава Богу, миновала сия чаша главу региона Валентина Коновалова.

Он весьма скромно и быстро поздравил оркестр и Вячеслава Инкижекова с Днем рождения и ретировался. Однако зачем-то в поздравительную речь губернатора вставили пассаж об истории музыки.

- Прежде всего, хочу поблагодарить, как зритель, вас за прекрасную музыку, за настроение, которое вы дарите всем нам. Сегодня у нас будут звучать произведения Игоря Стравинского, композитора, который пронес через всю свою творческую жизнь именно русское понимание мировой классической музыки. Музыки сложного времени, созвучного с нашим началом 21-го века.

Надо сказать, что история музыки, в целом, мировая, и нашей страны – неразделимы. Я уверен, что, развивая культуру Хакасии, мы создаем историю для будущих поколений.

Хакасия любит и ценит творчество симфонического оркестра. И мы сегодня можем откровенно сказать, что вы – элита творческой интеллигенции. По большому счету, визитная карточка нашей республики, - сказал Коновалов.

Наверное, лучше и не скажешь с таким графиком жизни, как у губернатора. Многие вообще не ожидали увидеть Коновалова на субботнем концерте. Неожиданностью стало и выступление руководителя аппарата Верховного Совета Хакасии Нина Шейерман. Она очень-очень постаралась украсить свое поздравление, что по улыбкам музыкантов стало понятно, что ей это удалось.

- Вы даже не знаете, сколько людей вы вернули к жизни, дали радость различных ощущений, сколько эмоций вы каждый раз дарите, когда люди бывают на ваших концертах. Я долго сидела и думала, какое слово подобрать. И вот это выражение «душа поет», когда мы слышим какофонию звуков вашего оркестра, которая потом превращается в нечто такое, отчего ты начинаешь петь, – обратилась Шейерман к оркестру и дирижеру.

Ну разве не вполне себе эпизод для пока еще не написанного романа Пелевина? Если еще предположить, что миссия симфонического оркестра Хакасии кроется в заключении того самого «алхимического союза» между Востоком и Западом, то как нельзя кстати и очень символично эта теория подтверждается словами министра культуры.

- Симфонический оркестр для нашего региона – это мощный задел. Это мостик из наших территорий, которые находятся в пределах Центральной Азии, к Европейской высокой классической культуре. В течение 20 лет симфонический оркестр нас соединяет, - сказал Леонид Еремин, отмечая заслуги коллектива. Бинго!

Вот такая петрушка!

Пожалуй, теперь не остается и тени сомнения, что этот символичный для оркестра концерт не мог закончиться как-то иначе, нежели песней «И вновь продолжается бой». Перефразирую – покой нам только снится. Логический пазл или рисунок сложился, во всяком случае у меня.

И как верно заметила музыковед, заслуженный деятель искусств Хакасии Татьяна Чаптыкова, цитируя Арсения Тарковского, «только этого мало!».

А значит ждем новых сценариев и новых грандиозных концертов, которые оставляют долгоиграющее послевкусие, как этот, прошедший 1 февраля. Для более красочного завершения этого текста в финале в полной тишине должен упасть бубен с тарелочками. Просто представьте…

Руководитель аппарата ВС РХ Нина Шейерман поздравляет Вячеслава Инкижекова. Фото Анны Кульченко.
Руководитель аппарата ВС РХ Нина Шейерман поздравляет Вячеслава Инкижекова. Фото Анны Кульченко.
Елена Штарк (скрипка), Елена Самойлова (виолончель), Александр Корнюшкин (контрабас). Фото Анны Кульченко.
Елена Штарк (скрипка), Елена Самойлова (виолончель), Александр Корнюшкин (контрабас). Фото Анны Кульченко.
Министр культуры РХ Леонид Еремин и дирижер оркестра Вячеслав Инкижеков. Фото Анны Кульченко.
Министр культуры РХ Леонид Еремин и дирижер оркестра Вячеслав Инкижеков. Фото Анны Кульченко.
Татьяна Шепелева (виолончель). Фото Анны Кульченко.
Татьяна Шепелева (виолончель). Фото Анны Кульченко.
Маэстро Вячеслав Инкижеков. Фото Анны Кульченко.
Маэстро Вячеслав Инкижеков. Фото Анны Кульченко.
Маэстро Вячеслав Инкижеков. Фото Анны Кульченко.
Маэстро Вячеслав Инкижеков. Фото Анны Кульченко.
Глава Хакасии Валентин Коновалов. Фото Анны Кульченко.
Глава Хакасии Валентин Коновалов. Фото Анны Кульченко.
Глава Хакасии Валентин Коновалов поздравляет дирижера оркестра. Фото Анны Кульченко.
Глава Хакасии Валентин Коновалов поздравляет дирижера оркестра. Фото Анны Кульченко.
Артисты симфонического оркестра. Фото Анны Кульченко.
Артисты симфонического оркестра. Фото Анны Кульченко.
Артисты симфонического оркестра. Фото Анны Кульченко.
Артисты симфонического оркестра. Фото Анны Кульченко.

Шанс.Регион