Выбрали пять интересных фактов о нашем “биологическом компьютере” из научных статей, посвященных изучению мозга.
1. Во время прослушивания музыки активизируются практически все области мозга
Открытие сделали финские нейробиологи в 2011 году. Исследователи разработали уникальный метод, который позволил выяснить, как “биологический компьютер” обрабатывает различные музыкальные элементы, такие как ритм, тональность и тембр (окраска звука), во время прослушивания танцевальной музыки.
Ученые обнаружили:
- когда мозг начинает обрабатывать музыкальный пульс, активизируется моторная (двигательная) кора - области, отвечающие за произвольные движения;
- когда обрабатывает ритм и тональность - зоны лимбической системы, связанные с эмоциями;
- тембр - нейронная сеть, известная как “сеть пассивного режима работы мозга”. Предполагается, что именно она отвечает за творчество.
2. Наш мозг больше запоминает события, связанные не с положительными, а с отрицательными эмоциями
Ученые предполагают, что это результат эволюции. Те особи, которые больше обращали внимание на негативную информацию, видели опасность во всем, поэтому были более осмотрительны. Такие индивиды чаще выживали, а значит, имели больше шансов передать свои гены.
Статья по теме:
9 вещей, которые мы узнали о мозге в 2019 году
Заострение внимания именно на негативных событиях и переживаниях, а не на позитивных - это один из способов, которым наш мозг пытается нас обезопасить.
3. Навязчивая мелодия крутится в голове человека, потому что мозг воспринимает ее как незавершенное дело
Когда человек слушает песню и останавливает ее на середине, фрагмент этой композиции может “застрять” в голове и прокручиваться с перерывами. В народе это явление еще называют “ушной червь”. Оно происходит потому, что мозг начинает относиться к прерванному воспроизведению мелодии как к незаконченному делу. Если же прослушать песню до конца, мозг “выбросит” ее из головы. Психологический эффект, при котором “биологический компьютер” воспроизводит незавершенное действие, называется “Эффектом Зейгарник”. Название дано в честь советского психолога Блюмы Зейгарник, которая изучала этот феномен.
4. Обучение чему-то новому меняет мозг и улучшает когнитивные способности независимо от возраста
Человеческий мозг содержит 86 миллиардов нейронов. С самого детства во время любого обучения нейроны формируют новые связи. Чем больше этих связей, тем пластичнее мозг. Человек лучше решает различные задачи, повышается его интеллект и “запас прочности” мозга.
Статья по теме:
Ученые рассказали, как мозг человека принимает решение о наказании
Долгое время считалось, что к старости нейронные связи в мозге перестают формироваться, они становятся постоянными и со временем разрушаются, независимо от того, обучается пожилой человек чему-то новому или нет. Некоторые области головного мозга прекращают взаимодействовать друг с другом, человек перестает запоминать новую информацию или выполнять другие умственные действия.
Исследование, проведенное в 2008 году, показало, что независимо от возраста мозг не перестает меняться в момент обучения: в нем всегда формируются новые связи и изменяется внутренняя структура существующих синапсов.
5. Уставший мозг стимулирует творческое мышление
Согласно исследованию, опубликованному в журнале Thinking and Reasoning, люди лучше справляются с творческими задачами, когда чувствуют усталость.
Если человек устает, он перестает концентрироваться на конкретном проекте и слабее отсеивает мысли, которые отвлекают его внимание. Наступает время, когда забываются избитые схемы и в голову закрадываются идеи, не связанные с проектом.
Уставший мозг не может сопротивляться притоку идей, которые в продуктивное время дня “блокирует”. Эти мысли, говорят ученые, стимулируют творческое мышление.
Вам может быть интересно:
Мозг и его тайны. Знания из нейробиологии, которые вас удивят
Видео: как пульсирует мозг человека
Подписывайтесь на наш канал в Дзен, поделитесь мнением о материале и расскажите о нем друзьям. Еще больше интересных постов в нашем Telegram