Сейчас я вам расскажу о конституции. Заранее убежден, что мое мнение не понравится вообще никому, вот такой я террибль, да еще и анфан.
Патриарх приказал всем молиться за то, чтобы в обновленной конституции было упоминание о Боге. Чтобы на конституционном уровне была закреплена роль Бога в жизни страны.
Значит так.
Думаю, патриарх начал издалека. Мол, давайте сначала роль Бога. Это нейтрально. Бог же может быть разный. И Вишну, и Шакьямуни, и Уицилопочтли, и Христос, конечно.
Было бы логично, если бы патриарх предложил закрепить роль православия в жизни страны. Или Святой Троицы. Это было бы резко, но честно. Но, видимо, не велят. Потому что тогда обидятся более опасные верующие.
Ещё важный вопрос — а кто такой патриарх Кирилл, и какова его роль в жизни светского государства, занимающего первое место в мире по объёму мобильных платежей, например? Я раньше слушал его проповеди — слово пастыря на двунадесятые праздники. И всё пытался понять, для кого они, и что в них говорится? Во всех проповедях говорится примерно одно и то же — вот был такой святой, с ним произошел такой случай, он в этом случае показал себя вот таким хорошим образом. Так будем же и мы, братья и сестры, смиренны и благодетельны. Это всегда так. В ста процентах случаев. Если вы слышали одну проповедь, вы слышали все проповеди. Да, рюшечки бывают разными, но суть всегда одна.
Так какова роль патриарха для населения? Не как хозяйствующего субъекта — это к населению отношения не имеет, — а именно как пастыря?
А я вам скажу — она никакова. Вот какова она. И может ли патриарх предлагать что-то внести в конституцию? Может, отчего ж не мочь? Имеют ли смысл его предложения? Они имеют тот же смысл, что и мои предложения. А я бы хотел, чтобы на конституционном уровне было закреплено, что все вокруг милы, добры и вежливы. И что же?
С другой стороны, у американцев вон даже на деньгах написано “На Бога мы уповаем”. Но нужно понимать, что написано это было до наступления модернити и секуляризации. До того, как распалась связь светских и религиозных институций. Но уж если написали в 1864 году, то не стирать же, да?
На вопрос, зачем вообще русским Бог, православие и всякая духовность, над которой принято смеяться, у меня есть универсальный ответ вопросом: а зачем техасским евреям кипа?
И самое главное. Пусть будет конституцией закреплен Бог. Пусть. Но что это даст конституции, и что это даст Богу? И что это даст людям?