Анна Ивановна Дёмина. Когда мы стали ее учениками, ей было слегка за 50. Так мне кажется. Невысокого роста, чуть полноватая, как правило, одетая либо в черный костюм, я помню у пиджака были атласные лацканы, либо в серый сарафан и блузку. На одном глазу было что-то похожее на бельмо. То есть такое беловатое пятно, которое она старалась прятать. То есть все время становилась к нам боком, чтобы мы его меньше видели.
Сегодня для родителей огромная проблема занять своих детей после школы. Под младших школьников еще как-то пытаются подстраивать график, чтобы их встречать и быть с ними дома. А дети постарше просто пялятся дома в свои гаджеты.
В моем детстве мы оставались в классе до четырех-пяти часов. Анна Ивановна всегда была в классе. Они проверяла тетради, читала с нами, мы рисовали на доске, делали уроки. Никто нас не прогонял. Это не было никакой продленкой. Родители за это ничего не платили. Мы просто оставались в школе. Взрослые были на работе, дома нас никто не ждал, и мы не торопились уходить.
Я помню одно время мы даже под школьной формой носили домашние платья и после уроков ходили в них в классе.
В буфете продавали пирожки по 5 копеек. Если у кого-то были деньги, он их покупал. Если не было, то Анна Ивановна всегда находила повод, чтобы нас угостить. Или сама покупала пару пирожков, либо давала что-то из домашних заготовок. Она уходила самой последней, никогда нас не торопила. Просто мы знали, что у нее свой дом, хозяйство, как у нас говорили. То есть поросенок, курицы. Мне кажется, что даже была корова. Потому сами принимали решение, что пора отпустить Анну Ивановну. Мы же понимали, что она задерживается из-за нас.
Помню и преподавателя по русскому языку и литературе Наталью Александровну Шмелёву. Она работала с нами в 5-7 классе. И так же мы оставались в школе допоздна: учили стихи, много читали, просто общались. Ох, как же она всегда здорово выглядела! В провинциальной школе с идеальной прической и в костюме с иголочки. Как она говорила, как подавала себя! Я никогда не забуду ее почерк - круглые идеальные буквы, которые хотелось рассматривать и ... подражать. Каким ветром распределения ее занесло к нам?
Я вновь и вновь возвращаюсь к своим учителям, потому что внучка часто задает вопрос, как мы учились, как мы дружили, какие у нас были преподаватели. Мы читаем с ней сейчас Николая Носова " Витя Малеев в школе и дома", книга написана в 1951 году, потому многое сегодняшнему ребенку непонятно. Начиная с того, почему мальчики учатся отдельно от девочек, заканчивая революционными праздниками и школьными традициями.
И да. Мне есть, что ей рассказать. У меня было много достойных учителей, которых я с благодарностью вспоминаю и сегодня.
Их труд нисколько не умаляет то, что жили мы в маленьком провинциальном городке. Они были настоящими профессионалами. Огромное им спасибо!