И тут Остапа понесло. В смысле меня понесло в дебри всякие модные.
Увидав на выставке такое изумительное творение XIX века из бисера - влюбилась. Неописуемая красота. А повод то.. Повод неоднозначный. Но обо всё по порядку.
Итак, сей головной убор копытообразной формы, родственник кокошника, был предназначен девице на девичник. И сперва не имел донышка.
Плачея весьма популярна была в северных краях России.
Правда название прям подталкивает к определённым мыслям? И вы не ошиблись. Да этот убор надевали невесте на обряд оплакивания.
Восхитительна картина Маковского. Тут вам и кокошники разные и венцы и кички, вообще всё прекрасно! Итак, смотрим девушка в белом - конечно невеста, а именно НЕ ВЕСТЬ кто, во время этого самого обряда оплакивания, когда сваха расплетает девичью косу. И разделяет её на две. Потом её уложат особым способом вокруг головы - окрутят девку.
Да, тут девица прощается с родительским домом. Для родительской семьи она умирает потому и в белом. Вот когда косы уложат особым способом - их укроют плачеей. И пока она будет без донышка. Ведь ещё не венчанная.
Немного отвлекусь от плачеи на предшествующие моменты. Больно хороша картина! Дипломная работа выпускницы Академии Андрияки прекрасно показывает все возраста и статусность дам. Матушка, расплетающая косу дочери, ну а кто ещё с такой участью и нежностью будет на девушку смотреть? Матушка в кике и убрусе белом поверх подубрусника красного. А девушка в венце, ещё с непокрытыми волосами, держит в руке накосник - он уже ей не понадобиться. Сестра в повязке, не замужняя, но уже просватанная, ожидает ленты, да и самая юная девочка примеряется к ленточкам сестриным..
Тут уже невеста перед выходом . Уже закрыты полностью волосы и сарафан красный свадебный. И уже кокошник ...
А тут в день девичника красивущая плачея. Налобник у плачеи уже есть жемчужного бисера, покрывало уже наготове. Девицы на выданье ждут продолжения обряда: касаться головами с невестой. Это как нынче букет ловить.
Обратите внимание какой накосник у просватанной подружки. Да и повязка хороша.
Однако это не одноразовый головной убор! Такую красоту не вкидывали наши рачительные предки. После того как девица становилась женщиной, т.е. занимала определённую статусную нишу в доме мужа, к плачее могли добавить донце - закрыть волосы - и носить уже как праздничный убор.