Обри Бердслей был вундеркиндом, и семья рано это поняла. А еще он болел туберкулезом.
Родители помогали Обри развиваться. Они направляли его, но не давили и не навязывали свое мнение. Ребенок делал, что хотел.
Маленький Обри писал поэзию и песни, и люди отмечали их редкое изящество. Ставил концерты, на которых исполнял музыку вместе со своей сестрой Мейбл, и собиралось до трех тысяч зрителей. Школьные спектакли привлекали внимание театральных критиков.
Семья бедствовала. Отец промотал все семейное состояние, но кормить семью не мог из-за слабого здоровья. Пришлось матери стать добытчиком. Она работала гувернанткой, преподавала музыку и французский.
Бердслею тоже рано пришлось зарабатывать на хлеб насущный. В семнадцать лет вундеркинд поступил на службу клерком в компании "The Guardian of Life and Fire Insurance". Потом туберкулез заставил бросить службу. А деньги были нужны.
Обри понял, что при всех своих незаурядных талантах тяготеет к изобразительному искусству. Он посещал Вестминстерскую художественную школу, но только два месяца. Все, что нужно, он освоил самостоятельно. Его учебу семья не потянула бы, и на образование нужно время.
Болезнь не давала времени. Деньги надо было зарабатывать уже сейчас. Амбиции тоже никто не отменял - при таком-то детстве. Видимо, поэтому Бердслей разработал характерный минималистичный стиль. Юноша пользовался теми возможностями, которые у него были.
Как художник, Обри Бердслей ничего не потерял. Его иллюстрации пользовались популярностью, обычно - скандальной. Простой техники и провокационной эстетики хватило для того, чтобы имя Обри Бердслея прогремело на всю Англию.
Болезнь разрушала легкие. Обри поначалу думал выздороветь, но чем дальше, тем больше понимал, что это невозможно. Он работал, как мог. Пытался все успеть.
Случилось несчастье: постоянный издатель Бердслея и источник его доходов, журнал "Желтая книга", закрылся. Все потому, что журналист, комментируя тюремное заключение Оскара Уайльда, написал, что писатель взял с собой "the yellow book", а не "a yellow book".
Уайльд взял просто желтую книгу, но одной опечатки хватило, чтобы убить прославленный (и скандальный) журнал "Желтая книга". Знаменитый художник остался без денег. Такова была викторианская Англия.
Еще не все было сделано. У Бердслея было имя. Заказы поступали. Большой успех пришел вместе с серией иллюстраций к "Саломее" Уайльда. Работы хватало.
Но туберкулез отнял последние силы. Обри переехал в "лимонный рай", санаторий Ментона у Средиземного моря. Ментона дала еще немного времени. А потом время истекло.
Обри умер в полном сознании. Ему было всего двадцать пять.
Да, Обри Бердслей был вундеркиндом. Родители не мешали ему развиваться. Но именно болезнь, бедность и амбиции сделали Обри Бердслея таким, каким мы его знаем.
Так родилось великое искусство.