Мы привыкли считать нестандартное, творческое мышление абсолютной ценностью. Кто мыслит нестандартно — тот автоматически молодец. Правда, есть исследователи, которые критикуют такой подход, утверждая, что многие гениальные и очень продуктивные люди мыслили вовсе не так уж и неожиданно, как иногда кажется. Также, в качестве парадокса можно озвучить и такую мысль, что признание непререкаемой ценности нестандартного мышления само по себе уже давно является неким стандартом мышления.
Можно найти множество статей и книг, которые дают кучу банальных советов о том, как же научиться мыслить творчески и нестандартно. Все эти советы, по сути, сводятся к наставлению почаще тыкать пальцем в небо — авось, куда-нибудь да попадём. Сюда относятся советы отойти от общепринятых стандартов, не следовать за толпой, «быть наивным», никогда не сдаваться, окружить себя такими же творческими людьми, «просто начать», использовать все подручные средства и так далее.
Но, возможно, нестандартное мышление — это просто смелость нарушать правила? Так, чтобы никто не заметил этого нарушения. Что же такое правила? Иногда говорят, что правила всегда устанавливает сильный для слабого, а для сильного существует только видимость правил — для «успокоения» слабого в его подчинённом положении и для «выгоды» сильного.
К сожалению, любые взаимоотношения в контексте «учитель-ученик» подразумевают наличие правил, а также доминирование учителя над учеником. В самом деле, без этого сам процесс обучения или наставничества был бы попросту невозможным: учитель «приказывает» выполнить то или иное задание, а его знания не могут подвергаться сомнению, а иначе чему и зачем у него учиться?
Есть исследования, посвящённые тому, как любое школьное образование напрочь убивает в ребёнке все творческие способности, вплоть до того, что вообще отучает его мыслить самостоятельно. В таких исследованиях есть рациональное зерно — действительно, любая школа устанавливает отношения подчинения «учитель-ученик», и только этим уже отучает нестандартно мыслить.
Продолжая эту мысль ещё дальше, можно сказать, что общество в целом навязывает нам множество правил, которые подменяют наши личные устремления некими «интересами общества», которые никогда не совпадут с нашими личными интересами полностью.
Так как же надо нарушать правила? По всей видимости, для начала их стоит самым тщательным образом изучить, чтобы «было чего нарушать». В противном случае любой креатив будет уже упомянутым тычком «пальцем в небо» или рискованным заигрыванием с собственной интуицией, с очень низкой вероятностью успеха.
Затем, стоит подумать, какие же именно правила «мешают», и как их можно обойти. Тут вспоминается поговорка «не обманешь — не продашь». Очевидно, грубое или огульное нарушение правил одобрения окружающих не вызовет, и нужно «пройти по лезвию бритвы» так, чтобы никаких видимых нарушений заметно не было, в то же время являясь достаточно беспардонным нарушителем по сути.
Стоит подумать и о личных мотивах. Нарушаете ли вы правила лишь от скуки? Или, может быть, лишь от желания возвыситься над другими? Из протестных соображений? Если так, то возможно, такие нарушения имеют к творчеству лишь косвенное отношение. Очевидно, истинным мотивом «нарушать» может быть лишь желание получить на выходе некий полезный, позитивный результат.
Наверное, творческое мышление включает в себя способность к исследованию, комбинированию найденных элементов, поиску причинно-следственных связей, способности строить ассоциации, анализировать и обобщать. И самое интересное — способность создавать свои собственные, новые, непротиворечивые правила, которым можно затем плодотворно следовать.
Возвращаясь к тематике канала — сколько угодно правил, разумеется, есть и в музыке, начиная от правил гармонии и заканчивая правилами поведения на сцене. Удачи в нарушениях правил! Но нарушайте так, чтоб никто не догадался...
Классическая гитара, путеводитель по каналу