Если почитать письма и воспоминания, написанные в XIX веке, то один из моментов, который очень заметен это отношение к людям своего круга, даже малознакомым. Относились осторожно и с уважением, даже к врагам и тех, кого категорически не любили. Конечно, тут играло роль воспитание и все такое. Но и защитники чести дворянской – шпаги и пистолеты играли немаловажную роль.
Потому что схлопотать вызов на дуэль можно было из-за косого взгляда или не во время брошенного слова, особенно, если такие слова бросал регулярно. Михаил Юрьевич Лермонтов подтвердил бы эти слова, если бы Мартынов не целился так тщательно.
Пистолеты. Защитники дворянской части. Кремневые, потом капсюльные. Не слишком точные, даже если нарезные. Конечно, боевой пистолет, тот с которым несли службу и отправлялись в бой, был точнее. Но для дуэлей покупали или брали напрокат специальный набор. Непристрелянный. Пушкин, например, на Черную речку взял купленные для этого случая пистолеты, а Дантес, точнее д`Аршиак свою пару одолжил у барона Э. де Баранта.
Мазали из этих пистолетов много. Или попадали не туда, куда хотели. Тут играло роль и то, что само оружие было неточным. Тренируйся, не тренируйся, но как себя поведет незнакомое тебе оружие, кто знает. Не помогало даже то, что тренировались постоянно и регулярно и для твердости руки тяжелые трости постоянно носили. Пушкин, как говорят, в туза с десяти шагов бил. Но Дантес успел выстрелить первым и попал. Пушкин тоже, кстати, попал. Но Дантес остался жив, а «наше все» нет.
На знаменитой «четверной» дуэли Завадовский и Шереметев стрелялись из-за балерины, бывшей любовницей одного, но решившей порезвиться с другим. Не буду касаться подробностей на этот раз, в моем блоге можно прочитать про нее подробно в отдельной статье.
Просто отмечу, что стрелялись с шести шагов. И Шереметев, стрельнувший первым – промазал. Причем как! Пуля порвала воротник Завадовского. Такого он не стерпел и выстрелил точно в живот недавнему другу Васе.
Сколько надо было хладнокровия, фатализма и стремления отстоять честь своей фамилии, часто по совершенно надуманному, глупому, как нам бы сейчас показалось поводу. Но тогда были другие люди и другое время.
Помните, как там у Пушкина:
«….Вот пистолеты уж блеснули,
Гремит о шомпол молоток.
В граненый ствол уходят пули,
И щелкнул в первый раз курок.
Вот порох струйкой сероватой
На полку сыплется. Зубчатый,
Надежно ввинченный кремень
Взведен еще….»
Понятное дело, что пистолеты готовили секунданты. Но каждый и сам умел проделывать вот это все, чтобы потом поквитаться с обидчиком.
Отлить самому пулю. Конечно, они есть в наборе. Но там же есть и пулелейка, для тех, кто хочет сделать пулю своему врагу сам.
Проверить, надежно ли закреплен кремень, хорош ли он. Подтянуть, если что.
Засыпать в ствол пистолета порох из пороховницы. Не просыпать случайно (секунданты порой просыпали намеренно, чтобы сила выстрела была слабее и у участников дуэли оставался шанс остаться в живых). Напомню, калибр у пистолетов тогда был ого-го. Прилетит пуля из такого «граненого» (они восьмиугольниками в сечении были) ствола - плохо будет.
За порохом отправить в ствол пулю. Аккуратно забить ее туда шомполом и деревянным молотком, напоминающим киянку. В наборе дуэльных пистолетов все это было. Стреляйтесь, господа.
Теперь насыпать порох на полку. Опустить крышку. Взвести курок.
Передать пистолет дуэлянту или, крепко держа его, приготовиться к выстрелу.
«Господа, сходитесь»
Ба-бах! Оскорбивший тебя вчерашний друг выстрелил «на воздух» и стоит, чуть повернувшись и прикрыв рукой и бесполезным уже пистолетом голову и немного грудь и живот. Решай, барьер – брошенная на землю шинель уже вот она, совсем близко…
Интересно, а имеет все это какое-то отношение к декабристам? Конечно. Они и сами дрались на дуэлях, например, Рылеев. И секундантами были.
Но самое тут интересное: знаменитая дуэль Чернова и Новосильцева – «битва московской спеси с петербургской простотой», как о ней говорили. Казалось бы, все просто – спесивый Новосильцев сначала посватался к сестре Чернова, потом жениться не стал, «маменька не велела».
По правилам жанра ему следовало явиться к Черновым и получить от них отставку, вроде как они ему от дома отказали. А Новосильцев с этим тянул. В результате дошло до дуэли. Дуэль оказалась печальной, пропали оба. Кстати, секундантом Чернова был Рылеев.
И только потом, в ходе следствия по делу декабристов вылезло, что у этой истории было еще одно потаенное дно. И что Новосильцев был, конечно, виноват. Но не все оказалось так просто. Потому что был еще и тот, кто затеял всю эту историю в своих целях. Валерьян Галямин. Редкостной неприятности человек, судя по «Алфавиту декабристов». Именно он видимо и есть – главная причина дуэли Чернова и Новосильцева.
Но про него и про знаменитую дуэль – в другой статье, в следующий раз, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить.
--------
Если хотите узнать ещё что-то о эпохе XIX века, декабристах и том, что их окружало, то на моем канале можно прочитать статьи, о том, почему и когда отдавали честь левой рукой, про Артамона Муравьева, историю о неубиваемом подполковнике Гебеле, интересном и очень умном декабристе Дмитрии Завалишине, прототипе майора Баранова из фильма "Союз Спасения", смелом государственнике генерале Бенкендорфе.
-------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.