Почему студия, которая десятилетиями просто выпускала свои мультфильмы в повторный прокат, сменила стратегию?
Судя по цифрам бокс-офиса, студия Disney уже победила всех, но не собирается останавливаться. При этом идеи для ее мегапроектов заканчиваются, а одними «Звездными войнами» и супергероями Marvel график релизов не заполнишь. И вот набирает обороты новая тенденция: «мышиная корпорация» переделывает свои же классические мультфильмы в игровое кино.
Стратегия была опробована на беспроигрышных сюжетах из классических сказок — на «Малефисента» («Спящая красавица»), «Золушка», «Книга джунглей» и «Красавице и чудовище». Эксперимент оказался удачным, так что в этом году студия выпускает еще три игровых ремейка («Дамбо», «Аладдин» и «Король Лев»), а также продолжение «Малефисенты». В работе «Мулан» и «Леди и Бродяга», в планах — «Пиноккио», «Стервелла»(о злодейке из «101 далматинца»), «Горбун из Нотр-Дама», «Питер Пэн» и «Меч в камне». В общем, где-то до середины 2020-х на студии будет чем заняться.
Сам Уолт Дисней хорошо понимал: в том, что его фильмы предназначены для детей, есть большое коммерческое преимущество. В золотую эру студии полнометражные хиты повторно выпускали в прокат с промежутком примерно в семь лет. За это время успевало подрасти новое поколение юных зрителей, зато сами фильмы не старели и не становились хуже. Потом это правило перенесли на домашнее видео, оно перестанет соблюдаться соблюдаться только с появлением стриминговых сервисов — а скоро все наследие студии будет всегда доступно на Disney+, собственном стриминге компании. Что сам Дисней не любил, так это сиквелы и ремейки.
Короткометражные «Три поросенка» 1933 года принесли студии в десять раз больше своего бюджета, но несколько продолжений публика приняла без особенного энтузиазма. «Нельзя превзойти поросят поросятами», — решил продюсер и с тех пор делал ставку на новые сюжеты. Во всяком случае, в полнометражном кино. За «Дамбо» не последовал «Дамбо 2», «Белоснежка» не превратилась в трилогию. Только в 1990-е студия нарушила этот принцип, сделав несколько продолжений к своим блокбастерам — «Королю Льву», «Аладдину», «Красавице и чудовищу», — но все они вышли сразу на видео, и вряд ли сейчас кто-то вспоминает и пересматривает «Возвращение Джафара» или «Волшебный мир Белль».
Однако Голливуд слишком изменился с 1940-х. Еще 30 лет назад могло показаться, что выдержать натиск телевидения и видео и сохранить публику в кинотеатрах можно только при помощи новых историй. Во всяком случае, так рассуждал Джеффри Катценберг, возглавлявший Disney в 1991 году. «Люди не хотят смотреть то, что они уже видели», — писал он в служебной запискедля менеджеров студии. Катценберг настаивал на том, чтобы искать свежие идеи и «расширять границы воображения». Жизнь показала, что продюсер ошибался. В 2000-е стало ясно: люди хотят смотреть именно то, что они уже видели, и со временем рейтинги кассовых сборов стали полностью состоять из сиквелов, экранизаций, ремейков и ребутов. Любой проект, не основанный на заведомо популярном предшественнике (на «интеллектуальной собственности», как говорят в Голливуде), считается теперь большим риском, и статистика бокс-офиса показывает, что не зря. Именно Disney возглавила этот процесс бесконечной переупаковки. Ей принадлежат три самых кассовых релиза прошлого года в американском прокате: «Черная Пантера», «Мстители: Война бесконечности» и «Суперсемейка 2». То есть два фильма из разветвленной вселенной комиксов Marvel и один сиквел.
Логично, что теперь Disney в поисках вдохновения взялась за обширный каталог своих же старых шлягеров. Сюжеты «Красавицы и чудовища» или «Книги джунглей» проверены на многих поколениях детей, так что юные зрители разочарованы точно не будут. А их родители да и другие взрослые пойдут на фильмы из ностальгических соображений. Тот, кто в детстве плакал на «Короле Льве», захочет еще раз повторить этот опыт. Технологии CGI и motion capture дадут такому зрителю ощущение новизны. На знакомом нам Симбе из мультика нельзя было разглядеть шерстинки, а в версии режиссера Джона Фавро он почти как живой. Это обычный для современных мейджоров стиль мышления — ставка на знакомые образы, чтобы зритель был уверен в том, на что идет, и передовые технологии, а также участие звезд и массированная реклама почти исключают возможность провала.
Главный вопрос к ремейкам и прежде всего к «Королю Льву»: что еще нового предложит Disney, кроме технологий? Первый тизер чуть ли не покадрово воспроизводит сцену из оригинала, и у многих появилось опасение, что и весь фильм будет устроен так же, как старая песня о главном в новой аранжировке. Может показаться, что поэтому студия так настаивает на том, что новый «Король» — это игровой фильм (ведь, дескать, рисованные персонажи сделаны при помощи живых актеров через motion capture). Если назвать его анимационным, то получится, что и то мультик, и это мультик, то есть 25 лет спустя студия просто перерисовала классику. Упор на статус игрового кино как будто придает ремейку совершенно новое качество.
автор: мультфильмы всем