Вот ведь какое дело! На нас в мае неожиданно свалился телевизионный сериал от HBO «Чернобыль». И еще большей неожиданностью стало то, что он буквально повалил на обе лопатки нашумевший хит «Игра престолов», 8-й сезон, чего никто не ожидал. Что в нем такого и эдакого? Что за змеюка в нем сокрыта?
Рейтинг в «Кинопоиске» – 9.1, чуть больше, чем «Игры престолов». Сказку одолела быль. Печальная быль! Серенький, неказистый мини-сериал таки пробрал до печенок большинство зрителей. Кто-то кинокартину назвал реалистичным хоррором, уводя его таким образом в пласты второсортности. А на самом деле он стал в этом году вишенкой на торте.
Проходили натурные съемки, по большей части на выведенной из эксплуатации в 2009 году Игналинской АЭС (Литва), которая имеет реакторы того же типа, что на Чернобыльской АЭС. Но блочный щит управления ИАЭС сильно отличается от ЧАЭС, посему пришлось создать макет. Припять снимали в районе Вильнюса Фабиёнишкес, а 6-ю московскую больницу – в Каунасе. Часть наружных съемок – в Киеве. Режиссер Крэйг Мэйзин прежде всего хотел снять некоторые сцены в самой Припяти, но заброшенный город далек от той Припяти 1986 года.
Занятный факт! Как только «они», не очень дружественные по отношению к нам – западные коллеги, снимают фильм о нас, о событиях, происходящих в России, то он, как правило, весь истекает клюквенным соком. Усыпан клюквой. И к подобному явлению мы давно привычны, так сказать, – к медведям с балалайками. Войдя в привычку, нисколько не морщимся и не плюемся от негодования, а лишь хихикаем от их политизированной ультрафиолетовости, серобуромалиновости…
Иначе подан «Чернобыль». С первых кадров поражает точная детализация советского периода. Ковры с оленями, газовая плита с кухонной утварью, кассетный магнитофон. А где они разжились автобусами ЛАЗ-699 (и 697), желтобрюхими ПАЗами, РАФами-22031 «Латвия» скорой помощи, и в невероятном количестве? Чудеса в решете! Черная «Волга» ГАЗ-24, что использовалась государственными ведомствами, в том числе и КГБ. Вездесущий, неубиваемый УАЗ-469 и также модифицированная «Волга» ГАЗ-3102 – все на своем месте и в свое время. Отдельная статья просится: как съемочная группа проделала колоссальную работу по «отображению» нашего отечественного автопрома восьмидесятых годов. Хотя кто-то говорил, что автобусы ЛАЗ, что использовались для эвакуации жителей Припяти, по бокам полосы были не синего цвета. Может, и так, а может, и брехня въедливых «специалистов».
С одеждой и прическами для актеров тоже постарались на славу. Им отлично помогли в этом «Беларусьфильм» и государственный архив костюмов в Киеве. В Литве нашли портниху, что работала на фабрике в те годы, и она поведала им, что мужские костюмы тогда шили из шерсти и полиэстера. Маскарад казался уродливым кинотворцам. Те же очки у главного героя Легасова сидели довольно престранно. Таков он – Советский Союз, что давали, то и носили.
Складывается впечатление, что сильнейший упор делался больше на детализацию и еще раз на детализацию. Разумеется, это немалый плюсище для сериала. Но при всей меткой пристрелке к окружающей обстановке некоторых «бревен» они и не приметили.
Как такое может быть, что на атомной электростанции не было дозиметров для измерения радиации? Выходит, отсутствие оного создает более яркий эффект в сюжете, ведь поначалу герои вообще не могли точно определить сколько рентген в зоне взрыва. Писательница Елена Козлова с группой ученых в 1986 году пробыла в Чернобыле 130 дней. В интервью The Village она рассказала, что в городе был «сухой закон», а в сериале открыто демонстрировали, как солдаты распивали водку. Вероятно, авторы здесь не слукавили. Есть факты, что большой запас «сорокоградусной» все-таки привозился в зону отчуждения. Она якобы эффективно выводит радионуклиды из организма. Однако официальная наука ее действенность отрицает, но жизнь по-своему расставила акценты. Кто пил из команды ликвидаторов, тот дольше жил.
Также есть ляп, который ломает всю конструкцию реальности. Сценка в вертолете с Валерием Легасовым – ученым – и Борисом Щербиной – государственным аппаратчиком (заместитель председателя Совета министров СССР, ответственный и за энергетику). Он требует, чтобы Легасов ему в двух словах объяснил, как работает атомный реактор. Он не знал?.. Легасов что-то артачится. Тогда Щербина сухо, емко грозится выкинуть его из вертолета, если он все-таки не поделится опытом. Оксюморон! Шутка несмешного человека?
А как обошлись с министром угольной промышленности шахтеры? Сама сцена, наверно, ближе к фильму «Крестный отец». Ух!
Крэйга Мэйзина можно понять и простить. От ляпов, «перестыковок» невозможно защититься. Как нельзя абсолютно уберечься от ветрянки и аппендикса. Но история подана настолько убедительно и правдиво, что веришь без тени сомнения. Заключительная серия, где повествуется, что же на самом деле произошло на станции, – вообще полнокровный триумф правды. В фильме, по сути, дано понятие правды – правды в стране, где правили… Нет, руководили коммунисты. Кто тогда знал истинную опасность «мирного» атома? Единицы! Поэтому, если партийное руководство утверждало, что на месте аварии всего-то несколько безопасных гамма-излучений, то так оно и было для обычного человека. Поэтому жители Припяти не пустились сразу наутек при виде сполохов огня на ЧАЭС… ведь пожарники приедут и тут же устранят пожар… затушат «мирный» атом.
Сериал «Чернобыль» (название без всяких витиеватостей) очень тяжел для просмотра, даже ощутима физическая боль, но оторваться от экрана невозможно.
Неторопливо ползет сюжет: то и дело заметно свечение радиации, и слышны устойчиво пощелкивания дозиметров с обволакивающим эмбиентом. То настоящее засасывает – в воронку, откуда нет возврата. Актеры убедительны в своей игре – насколько это возможно. Но не хочется брызгать излишней похвалой. В воздухе до сих пор не утихла массовая истерия от фильма. «Чернобыль» необходимо посмотреть каждому – об этом кричит весь Интернет. Хвалил сериал и Владимир Мединский.
Немыслимый успех «Чернобыля» состоит в том, что о чернобыльской аварии 1986 года наконец сняли вменяемый и достоверный фильм. И главное – не мы, а американцы, англичане. Хотя у нас есть какие-то туманные «В субботу», «Мотыльки», «Земля забвения» и прочие ужастики-триллеры, но то все пыль, сальность, что и упоминать стыдно.
«Чернобыль» от НВО дал нашему обществу здоровенную затрещину, подзатыльник. Теперь и нам следует снять свой подлинный, честный «Чернобыль». В противном случае превратимся в гоблинов!
Алексей ЧУГУНОВ
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!