Ил-2 вступает в бой в тяжелых условиях, в небе начинает господствовать немецкая авиация.
Штурмовая авиация получила боевое крещение 27 июня 1941 г. на Западном фронте, когда пятерка бронированных «Илов» 4-го (бывший 4-й ббап) штурмового авиаполка в 19.40 нанесла бомбоштурмовой удар по колонне германских танков и мотопехоты на Слуцком шоссе в районе Бобруйска на рубеже реки Березина.
Удар по немецкой колонне «ильюшины» 4-го шап нанесли с бреющего полета. Бомбометание произвели на глазок – промазать было трудно, так как колонна была в несколько рядов. Пушки после первых же выстрелов отказали. Ударили РСами. Ил-2 капитана Холобаева напоролся на немецкую батарею, в результате – машина была порядком пробита, в центроплане образовалась огромная дыра (капитан провалился в нее когда покидал самолет после посадки), маслобак пробит и т. д.» (Карасев А. В. Штурмовая авиация ВВС РККА в годы Великой Отечественной войны: историческое исследование дисс... канд. ист. наук. М., 2005. с. 54 – 55).
Оптимальную тактику боевого применения Ил-2 никто не знал и не изучал, инструкции на этот счет отсутствовали. Хотя приказ Наркома Обороны о проведении испытаний на боевое применение штурмовика Ил-2 как в дневных, так и в ночных условиях был подписан 31 мая 1941 г., а соответствующий ему приказ по НИИ ВВС только 20 июня.
В советской штурмовой авиации звенья состояли из трех самолетов (в ВВС Германии они были четырех самолетного состава), боевой порядок был в форме «клина» самолетов на минимальных дистанциях и интервалах. Это сковывало маневр и снижало боевую эффективность применения (Кузнецов С. Бронированный штурмовик Ил-2. М., 2004. С. 27).
Самолеты к цели подходили на бреющем полете, это было нерационально. Маршал авиации Дважды Герой Советского Союза А. Н. Ефимов так оценивал: «В начале войны штурмовики летали на бреющем. Это оказалось очень невыгодно. Угловое перемещение цели очень большое, и летчики обычно не успевали прицеливаться и отработать с помощью обычного прицела. Из-за отсутствия прицелов для малой высоты приходилось прицеливаться «на глазок», или, как говорят летчики, «по сапогу».
Была и другая причина больших потерь на этих высотах. По штурмовикам стреляли, образно говоря, чуть ли не из пистолетов. Да, бронекапсула Ил-2 защищала от стрелкового оружия и осколков снарядов. Наиболее сильная защита – бронеспинка 12 мм, от атак вражеских истребителей. Однако прямые попадания зенитных снарядов или снарядов пушек немецких истребителей пробивали броню штурмовика. Уже 20-мм снаряды были чрезвычайно опасны для Ил-2.
От огня крупнокалиберных пулеметов и малокалиберной зенитной артиллерии («эрликоны») противника необходимо было уходить на высоту» (Красная Звезда. 6 мая 2006).
Ил-2 начал бомбить с полого пикирования. Неповоротливость Ил-2 облегчала его поражение зенитками. Самолёт противозентиный маневр делал откровенно плохо.
Большие потери Илы несли от атак истребителей, только потом сзади посадят воздушного стрелка с крупнокалиберным пулеметом.
Полигонных стрельб из пушек, пулеметов и РС не производил (на Ил-2 4-го шап направляющие под РС установили только перед самой войной), бомбометание не осуществлял. Полеты строем в полках не отрабатывались.
На Ил-2 часто отказывали пушки ШВАК, по причине недоведенности пневматической системы перезарядки пушек, обрывов закраин и поперечных разрывов гильз в патроннике. Потом подпилили ползуны в механизме перезаряжания и дали обильную смазку гильз и пушки вошли в норму.
Отсутствовали и достаточно эффективные противотанковые средства.
На самолетах первых серий отсутствовала броневая защита сверху головы пилота, мотора и заднего бензобака, поскольку считалось, что штурмовики будут летать под прикрытием своих истребителей. Запас топлива был признан недостаточным и не обеспечивал требуемый радиус действия, особенно целям в оперативной глубине противника - мотопехотным и танковым колоннам и аэродромам. Заправлялся самолет через одну горловину, что не позволяло использовать все возможности бензозаправщика БЗ-38. Полная заправка длилась около 25 минут. Из-за этого повторные боевые вылеты задерживались, на это накладывался некомплект самих бензозаправщиков. Подкосы шасси Ил-2 были недостаточно прочными на неровном грунте полевых аэродромов, что вело к частым поломкам и катастрофам.
В связи с большими потерями авиации Ставка ГК 4 июля 1941 г. запретила полеты на бомбометание большими группами. На поражение одной цели разрешалось выделять не более одного звена, в крайнем случае – не более одной эскадрильи.
Следует сказать, что оптимальная тактика была найдена уже в августе 1941!
Новую тактику применили уже в августе 1941 г. летчики 65-го шап (с 8 марта 1942 г. – 17-й гвардейский) Героя Советского Союза майора В. И. Белоусова для защиты от истребителей противника впервые применили боевой порядок «круг», при котором каждый самолет мог защитить хвост впереди идущего самолета. Но успешный опыт был не замечен и вошел в боевую практику значительно позже (Карасев А. Указ. соч. с. 66).
Эта тактика не была новой для И-15, которые применялись в Испании как штурмовики. Они еще тогда вставали в оборонительный круг и штурмовали цели. Почему руководство ВВС не приняло на вооружение эту тактику для новых штурмовиков, еще в конце 30-х гг. не понятно.
На обе ноги хромало и качество самолетов в 1941 г. боевых потерь было – 533 машины, а небоевых – 444. Правда в небоевые Штаб ВВС записал и 82 потерянных на фронте (Там же. с. 93).
С другой стороны, штурмовик даже с такими недостатками продолжал использоваться в войсках, удалось нарастить его производство, позже на Ил-2 подвешивали специальные противотанковые бомбы.
Самолет провоевал всю войну.
Спасибо за прочтение.