На таких станциях в один зал прибывают поезда двух разных линий, что очень упрощает и ускоряет пересадку между ними: пассажиру достаточно просто перейти на параллельный путь, либо подняться по лестнице и тут же спуститься в другой зал.
Первой станцией в нашей стране, открытой с кросс-платформенной пересадкой, стала "Технологический Институт" в Санкт-Петербурге в 1961 году.
Сейчас в Москве действуют 6 подобных пересадок.
1. "Китай-Город".
Калужско-Рижская и Таганско-Краснопресненская линии.
Оба зала открыты в 1971 году, пересадка действует с 1972 года.
Первая кроссплатформенная пересадочная станция в Москве. До 1990 года носила название "Площадь Ногина".
Из одного зала отправляются поезда в сторону "Новоясеневской" и "Котельников" (юго-запад и юго-восток), из другого - в сторону "Медведково" и "Планерной".
2. "Третьяковская".
Калужско-Рижская и Калининская линии.
Южный зал открыт в 1971 году, северный - в 1986 году, тогда же заработала и пересадка.
До 1983 года станция (вернее, действовавший тогда южный зал), называлась "Новокузнецкой".
Из одного зала отправляются поезда в сторону "Медведково" и "Новокосино", из другого - в сторону "Новоясеневской", а в поезда Калининской линии посадки нет. Надеемся, что в будущем это изменится, когда образуется цельная Калининско-Солнцевская линия.
3. "Каширская".
Замоскворецкая и Каховская линии.
Открыта в 1969 году, пересадка организована в 1995 году, одновременно с вычленением участка "Каширская" - "Каховская" в отдельную Каховскую линию.
Из одного зала отправляются поезда в сторону "Алма-Атинской" и "Каховской", из другого - в сторону "Ховрино".
С 2019 года эта пересадка временно не работает: закрыто движение по Каховской линии. В скором времени сюда будут прибывать поезда Большой Кольцевой линии.
4. "Кунцевская".
Арбатско-Покровская и Филёвская линии.
Старая платформа открылась в 1965 году, новая - в 2008, тогда же была организована пересадка.
Со старой платформы отправляются поезда в сторону "Пятницкого Шоссе", а также она обслуживает поезда Филёвской линии (один тупиковый путь). С новой платформы отправляются поезда в сторону "Щёлковской".
5. "Парк Победы".
Арбатско-Покровская и Калининско-Солнцевская линии.
Оба зала открыты в 2003 году, пересадка организована в 2014 году.
Из одного зала отправляются поезда в сторону "Пятницкого Шоссе" и "Рассказовки", из другого - в сторону "Щёлковской" и "Делового Центра" (с 2014 до 2018, сейчас временно - к "Савёловской").
На данный момент "Парк Победы" - самая глубокая станция Московского метрополитена.
6. "Петровско-Разумовская".
Серпуховско-Тимирязевская и Люблинско-Дмитровская линии.
Западный зал открыт в 1991 году, восточный зал - в 2016 году, тогда же была организована пересадка.
Из одного зала отправляются поезда в сторону "Бульвара Дмитрия Донского" и "Зябликово", из другого - в сторону "Алтуфьево" и "Селигерской".
Бонус 1. "Нижегородская".
Большая Кольцевая и Некрасовская линии
Строящаяся станция. Ввод первой очереди ожидается в 2020 году, организация пересадки - после 2023 года.
Эта станция будет иметь две посадочные платформы и четыре пути. Подобная станция в России уже действует - это "Московская" в Нижегородском метрополитене. Недавно я про неё писал. Получается любопытный каламбур: московская "Нижегородская" будет повторять нижегородскую "Московскую" =)))
Бонус 2. "Строгино".
Нереализованный проект.
В конце 80-х станция Строгино в одноимённом столичном жилом районе планировалась двухъярусной. Сначала сюда пришли бы поезда Арбатско-Покровской, а затем - Калининской линии. Но распад СССР мигом убрал эти планы на далёкую полку, трассировку Калининской линии сильно изменили, а станция Строгино была построена в виде обыкновенного односвода и открыта в 2008 году.
В России есть двухъярусная станция - "Спортивная" в Санкт-Петербурге. Правда, кроссплатформенной пересадки там нет, на каждом ярусе один путь используется Линией 5, другой - не действует.
Эпилог
Многие пассажиры путаются на этих станциях. Некоторым достаточно "платформы справа" для небольшого сдвига шаблона в головном мозге.
На самом деле, надо просто читать указатели, чтобы не запутаться.
Назначение встречи на таких станциях тоже иногда затруднительно. Исключение составляет "Китай-Город" - там общим местом встречи давно стал бюст Ногина в переходе между залами. "На ноге у головы" - так с отсылкой к прошлому названию станции говорят настоящие москвичи =)))
В статье использованы фото из Энциклопедии Нашего Транспорта.