Найти тему
Морская коллекция

Броненосные крейсера.Первый тяжелый,несчастная жертва адмирала Фишера."Блюхер".

После спуска на воду "Дредноута" специалисты ожидали чем это отразится на больших крейсерах. И здесь имела место грандиозная спецоперация британской разведки в сотрудничестве с Адмиралтейством.Итогом ее стала одна из немногих побед английского флота в Первой мировой войне.По инициативе сэра Джона Фишера в печать была слита дезинформация о характеристиках заложенного линейного крейсера "Инвинсибл". Основным получателем предполагались немцы. Обнародовались следующие данные нового корабля- нормальное водоизмещение 15000 тони и десять — двенадцать 234 мм орудий.Простодушные немцы посчитали данную информацию вполне реальной и логичной. Если для дредноутов особенностью стал единый калибр 305 мм,то для эскадренных крейсеров вполне обоснованно смотрелся единый калибр 234 мм.

Ибо большинство современных на тот момент броненосных крейсеров мира имели 4 орудия 234-254 мм и 8-18 пушек среднего калибра 152-203 мм .Только японские броненосные крейсера типов "筑波" (Tsukuba) и "鞍馬" (Kurama) были вооружены 4 - 305-мм и 8 - 203 мм орудиями, но развивали скорость не более 21-22 узлов .

Немецкий ответ стал симметричным. 21 июня кайзер подписал строительное задание на постройку большого крейсера 1906 г.( "E").Крейсер получился одним из самых крупных в мире,с высокой проектной скоростью и 12 скорострельными 210 мм орудиями.Он был мощнее всех европейских броненосных крейсеров.По всем данным он был идеальным эскадренным разведчиком и мощным рейдером.

Новый броненосный крейсер получил наименование "Блюхер" в честь прусского фельдмаршала.

Ге́бхард Ле́берехт фон Блю́хер (Gebhard Leberecht von Blücher), с 03.06.1814 князь Вальштадтский (Fürst von Wahlstatt; 16 декабря 1742 — 12 сентября 1819) — прусский фельдмаршал, участник ряда Наполеоновских войн, командующий прусскими войсками в боевых действиях против вернувшегося Наполеона, победитель при Ватерлоо.

"Blücher" стал облегченным вариантом дредноута "Nassau", с единым 210-мм калибром. Как и у прототипа, артиллерия ГК размещалась в двухорудийных башнях, расположенных по линейно-ромбической системе, огонь по борту могли вести только восемь орудий.

Однако, всего через несколько дней военно-морской атташе в Лондоне контр-адмирал Кёрпер сообщил, что новый британский крейсер "Инвинсибл" будет нести основное вооружение из 12-дюймовых орудий. Эта новость пришла в самый неподходящий для императорского флота момент. Британцы выиграли очередной виток "дредноутной гонки" — германский корабль не мог равняться с ними ни скоростью, ни вооружением.

-2

12 июля атташе подтвердил свою информацию. Главное управление военно-морского флота и морской министр Тирпиц оказались перед очень трудным решением. Теоретически стало ясно, что новый немецкий броненосный крейсер водоизмещением 15 842 т значительно уступает новому британскому линейному крейсеру водоизмещением 17 600 т, хотя тот был крупнее всего на 1 800 т, но вооружен орудиями калибра 305 мм. Строительные работы продвинулись уже достаточно далеко,переработка проекта ,замена вооружения и системы бронирования требовали значительного времени и выхода за пределы утвержденной рейхстагом сметы. При этом кардинального улучшения проекта и превосходства над британцем все равно не получалось.

После изучения вариантов,Тирпиц пришел к выводу ,что достройка по первоначальному проекту будет наименьшим злом.Разработка же германских линейных крейсеров еще только начиналась. Гросс-адмирал запланировал вскоре после вступления в строй перевести неформатный корабль в категорию учебных.

Согласно германской классификации "Блюхер" создавался как «большой» крейсер (нем. Große Kreuzer).Одно время его относили к линейным крейсерам.Но в историю он также вошел как первый крейсер-названный "тяжелым". Слишком нестандартный оказался корабль-на голову превосходящий броненосные крейсера,но сильно не дотягивающий до линейных.

Корабль строился по кораблестроительной программе 1906 года на Государственной верфи в Киле под индексом "Е" (строительный номер — 33). Киль корабля был заложен 21 февраля 1907 г. 11 апреля 1908 г. крейсер был спущен на воду, после пафосной речи генерала пехоты фон Гольца и освящения его названия правнучкой фельдмаршала- графиней Блюхер фон Вальстат.

Стоимость его постройки составила 28 532 тыс.марок или 14 266 тыс. рублей золотом.

В 1910 году "Блюхер" едва не стал турецкоподданным, его рассматривали как одного из кандидатов на продажу османскому флоту. Но сделка ограничилась старыми броненосцами "Kurfürst Friedrich Wilhelm" и "Weissenurg".

Блюхер SMS Blücher — Государственная верфь в Киле, индекс «Е» (строительный номер — 33). заложен 21 февраля 1907 года, спущен на воду 11 апреля 1908 года, вступил в строй 1 октября 1909 года. Принят после испытаний 27 апреля 1910 года . погиб в бою у Доггер-банки 24 января 1915 г.

Водоизмещение 15 842 т (нормальное),17 500 т (полное). Длина 161,8 м. Ширина 24,5 м. Высота 13,8 м (борт на миделе). Осадка 8,84 м (носом), 8,56 м (кормой).
Бронирование- пояс — 80…180 мм
палуба — 50…70 мм
башни — 180 мм
цитадель — 160 мм
траверзы цитадели — 80 мм
казематы — 140 мм
рубка — 250 мм
,боевая рубка (носовая) от 80 до 249.9 мм, боевая рубка (кормовая) от 30.5 до 139.7 мм
противоторпедная переборка - 34.8 мм
Двигатели- 3 вертикальные 4-х цилиндровые паровые машины тройного расширения , 18 водотрубных котлов; 32 000 л. с. .Движитель 3 винта. Скорость хода 24,5 узла (проектная),25,4 узла (максимальная). Дальность плавания 6600 миль (на 12 узлах). 3520 миль (на 18 узлах). Экипаж 761 (в 1911 году), 1028 (в 1915 году).
Вооружение- 6×2-210-мм/45 скорострельных орудий,8×1-150-мм/45,
16×1- 88-мм/45. Минно-торпедное вооружение-4×1-450-мм подводных ТА (11 торпед)

Впоследствии крейсер (в виде опыта) впервые в кайзеровском военно-морском флоте получил треногую фок-мачту, установленную в 1913-1914 гг. на Государственной верфи в Киле.

"Блюхер" ,как и его современник дредноут "Нассау", стали для германского флота не только качественным ,но и количественным скачком,водоизмещение "Блюхера" превышало водоизмещение предшественника на рекордные 36,5% (только у "Нассау" этот
показатель 43 % ). Впервые на крейсере установили доковые кили.Окончательно исчез ярко выраженный таранный форштевень,средняя надстройка отсутствовала,тяжелые мачты с марсами заменили на легкие трубчатые,дымовых труб осталось две.Корабль имел один руль, обладал хорошими мореходными качествами, был слегка склонен к килевой качке, подвержен сильной бортовой, имел плавный ход, хорошую маневренность, нормальную циркуляцию, но тяжело поворачивал. Единственный из кораблей германского флота, который имел треногую мачту к моменту своей гибели в сражении у Доггер-банки 24 января 1915 года.

Корпус корабля был разделен водонепроницаемыми переборками на XIII основных отсеков. Двойное дно шло на протяжении 65% длины корабля.
Корпус корабля был разделен водонепроницаемыми переборками на XIII основных отсеков. Двойное дно шло на протяжении 65% длины корабля.

Артиллерия главного калибра была представлена шестью двухорудийными башенными установками калибра 210 мм. 2 башни были установлены в носу и в корме в диаметральной плоскости и по две башни в середине корабля у каждого борта . Конструкция башен была новой, аналогичное их расположение ко времени проектирования корабля применялось только на линейном корабле "Nassau". В линейном бою могли использоваться только четыре башни из шести. Носовая и кормовая башни имели сектор обстрела, ограниченный 240°, а бортовые башни — 160°. При этом в различных секторах обстрела действовало разное число орудий главного калибра: сектор обстрела 0-30° — 6 орудий, 30-150° — 8 орудий, 150-180° — 6 орудий.

12 скорострельных 210-мм орудий новой модели с длиной ствола 45 калибров против 40 у "Scharnhorst". Они имели угол склонения -5°, угол возвышения +30°, что обеспечивало дальность стрельбы 19 100 м. Боекомплект составлял 1020 снарядов или по 85 на орудие. Скорострельность — 4 выстрела в минуту (через каждые 15 секунд).

Артиллерия среднего калибра состояла из 8 скорострельных орудий калибра 150 мм/45 новой модели с максимальной дальностью стрельбы 13500 м. Боекомплект составлял 1320 снарядов или по 165 на орудие. .

К вспомогательной артиллерии относились 16 скорострельных орудий калибра 88 мм/45 с боекомплектом 200 выстрелов на орудие.

-7

Торпедное вооружение крейсера состояло из четырёх подводных торпедных аппаратов калибра 450 мм: одного носового, двух бортовых и одного кормового с общим боекомплектом из 11 торпед.

Бронирование жизненно важных частей корпуса было выполнено из крупповской цементированной стали. Бронирование оставалось в основном таким же, как и на "Scharnhorst", но толщина главного броневого пояса была увеличена до 180 мм в середине , до 80 мм в носовой и кормовой частях ,он устанавливался на прокладке из тикового дерева толщиной 30 мм. Под водой его толщина уменьшалась, доходя у нижней кромки до 120 мм. Бронирование цитадели выше главного броневого пояса в средней части корабля имело толщину 160 мм, каземата 140 мм, поперечных переборок по концам цитадели 80 мм, палубы 50-70 мм. Толщина лобовой части и стенок башни равнялась 180 мм, её крыши 80 мм. Толщина стенки передней боевой рубки составляла 250 мм, её крыши 80 мм, задней боевой рубки 140 мм и 30 мм соответственно.

-8
-9

Впервые была предусмотрена новейшая противоторпедная защита в виде проходящей почти вдоль всей длины цитадели противоторпедной переборки толщиной 35 мм. Кроме того, в отличие от кораблей последующей постройки, в этом же районе также располагалось отделение бортового подводного торпедного аппарата. Бесполезный пробковый коффердам убрали. Во время постройки на корабле поставили противоторпедные сети, которые в 1913 г. сняли.

Трехвальная силовая установка крейсера состояла из трех вертикальных четырехцилиндровых паровых поршневых машин тройного расширения и 18 котлов типа Шульц-Торникрофт (немецкий военно-морской тип) . Мощность паровой машинной установки, по сравнению с "Scharnhorst", была увеличена на 30%, что повысило скорость крейсера на 1,5 узла.

Номинальная проектная мощность на валах составляла 32 000 л.с., что позволяло кораблю развивать скорость 24,5 узла. При испытаниях на Нойкругской мерной миле паровые машины развили форсированную мощность 38 323 л.с. (больше контрактной на 20%), что позволяло кораблю развивать скорость 25,4 узла. И это был не предел.По утверждению Штробуша, развивая скорость 25,8 узлов, "Blücher" являлся самым быстроходным в мире крупным боевым кораблем с паровыми поршневыми машинами. При эксплуатации в ходе боевых действий крейсер уверенно держал скорость эскадры ,не отставая от турбинных коллег. Дальность плавания крейсера равнялась 6 600 миль при скорости 12 узлов или 3 520 миль при скорости 18 узлов.

Тем не менее из-за значительных размеров машинных отделений под паровые машины ,бортовые башни ГК проектировщики были вынуждены разместить над котельным отделением и ,соответственно втиснуть артпогреба в районе задней пары бортовых башен между котельным и машинным отделениями . Доставка боезапаса к передней паре бортовых башен осуществлялась через специальный сквозной проход вдоль диаметральной плоскости корабля на броневой палубе. Два подъёмника снабжали снарядами и зарядами все четыре бортовые башни, что оказалось неудачным конструктивным решением и в бою привело к роковому исходу.

Saló_del_Blücher(офицерский салон)
Saló_del_Blücher(офицерский салон)
Menjador_del_Blücher(офицерская столовая)
Menjador_del_Blücher(офицерская столовая)

Экипаж корабля, согласно Конвэю насчитывал 847 человек и в бою у Доггер-банки 1028. Согласно Грёнеру экипаж состоял из 853 человек (из них 41 офицер). Становясь флагманским кораблем, экипаж увеличивался на 76 человек (из них 14 офицеров). Всего 929 человек. Согласно Гильдебранду экипаж составлял 895 человек (в качестве учебного артиллерийского корабля — 761 человек).

-13
-14

Вступивший в строй "Блюхер"сменил броненосный крейсер "Йорк"на посту флагмана Разведывательного отряда.В состав отряда входили 4 броненосных ( "Gneisenau", "Yorck" , "Roon" ) и 6 легких( "Danzig"/ "Mainz", "Königsberg", "Dresden" "Berlin", "Lübeck", "Stettin") крейсеров.

В 1911 г. артиллерийской боевой части корабля под командованием капитан-лейтенанта Клаппенбаха удалось завоевать приз кайзера за лучшую на флоте артиллерийскую стрельбу. В феврале 1911 г. первый немецкий линейный крейсер "Von Der Tann" вошел в состав флота. 28 сентября 1911 г. он стал флагманским кораблем отряда вместо "Blücher", который отныне, как и намечалось, должен был найти применение в качестве опытного артиллерийского корабля(хотя флот был категорически против) и был приписан к инспекции корабельной артиллерии.Компромисс был найден в том, что "Blücher" на время маневров флота Открытого моря будет предоставлен в его распоряжение.

-15

29 мая 1913 г. "Blücher" возвращался из Северного моря в Балтийское вокруг Ютландского полуострова и основательно сел на мель в проливе Большой Бельт у острова Ромсё. С помощью подоспевшего легкого крейсера "Augsburg" 1 июня 1913 г. "Blücher" удалось сойти с мели. В Киле крейсер поставили в док для исправления повреждений (вмятины обшивки днища, повреждения винтов и т.д.). 23 июня 1913 г. военный суд инспекции морской артиллерии осудил командира "Blücher" капитана 1-го ранга Пипера за "небрежность при выполнении служебных обязанностей" к трем дням ареста, штурман корабля получил по той же причине 6 дней ареста. Для служебной карьеры обоих офицеров проступок не имел последствий.

Перед войной на крейсере испытывали новейшую систему управления огнем,подобную используемой англичанами на "Дредноуте"-с корректировкой по всплескам при падении снарядов с самой высокой точки корабля. Опыты привели к созданию первого в немецком военно-морском флоте центрального автомата управления артиллерийской стрельбой и его установке на борту "Blücher" в дополнение к оптическим цейсовским дальномерам стереоскопического типа. Эта система была оборудована на установленной также впервые в имперском флоте треногой мачте. После установки на марсе системы фирмы Сименс на стало действовать дистанционное целеуказание. Установку закончили в сентябре 1913 г.

-16

Война застала " "Blücher" на текущем ремонте в Киле. Но уже 5 августа 1914 он был в строю. Как ни странно,за этот корабль,за включение его в состав своей эскадры бились и командующий Флотом Открытого моря и командующий морскими силами Балтийского моря . Ходатайство командующего морскими силами Балтийского моря гросс-адмирала принца Генриха Прусского,брата кайзера, о передаче тяжелого крейсера в состав морских сил Балтийского моря было отклонено, 8 августа 1914 г. он вошел в состав 1-й разведывательной группы, действующей в Северном море. Группой командовал контр-адмирал Хиппер, его флагманским кораблем являлся линейный крейсер "Seydlitz". К этому времени в состав группы входили только три боеготовых линейных крейсера.

Но уже в начале сентября морские операции в Северном море были прерваны и "Blücher" временно перевели в распоряжение командования морских сил Балтийского моря.

Вечером 6 сентября 1914 года германский легкий крейсер "Augsburg" в устье Финского залива напоролся на русский патруль из крейсеров "Баян" и "Паллада" и попытался увести преследователей на главные силы немцев.

Выдвинувшийся с севера из района финских шхер "Blücher" пытался атаковать эти русские крейсера и, сблизившись для вступления с ними в бой, обстреливал их в течение 5 минут на дистанции от 14 700 м до 17 800 м. Русские приняли его за "Moltke" ,не стали отвечать и отошли в устье Финского залива за своё минное заграждение, куда "Blücher" не решился последовать .

8 сентября 1914 г. часть сил с Балтики отозвали к Гельголанду ввиду угрозы нападения англичан, "Blücher" был возвращен в Северное море в состав 1-й разведывательной группы

В этот период немецкое военно-морское командование провело в Северном море ряд операций силами 1-й разведывательной группы под командованием контр-адмирала Хиппера. Поддержка осуществлялась 2-й разведывательной группой.

Операция "J-1" стала первой такой операцией. "Blücher" принял участие в обстреле города Ярмут на восточном побережье Англии 2/3 ноября 1914 г. В группу входили линейные крейсера "Seydlitz" (флагманский корабль), "Moltke", "Von Der Tann" ,тяжелый крейсер "Blücher", легкие крейсера "Straßburg" , "Graudenz" , "Kolberg" . В 18 ч. 00 м. для прикрытия группы в море вышли эскадры линейных кораблей флота Открытого моря. 3 ноября линейные крейсера начали обстрел береговых батарей. Действенность огня по береговым батареям Ярмута с дистанции 13 300-20 300 м (72-110 каб.) в тумане была ничтожна . Стрельба немецких кораблей оказалась совершенно безрезультатна, но под её прикрытием легкий крейсер "Stralsund" минировал пути между Ярмутом и Английским каналом. На этом минном заграждении в тот же день погибла британская подводная лодка "D-5", спешившая из Ярмута с целью атаки крейсеров противника.

-18

Операция "J-2".Операцию повторили в декабре. До рассвета 15 декабря 1914 г. под эскортом 17 эскадренных миноносцев 1-й и 9-й флотилий 1 -я (линейные крейсера "Seydlitz" — флагманский корабль контр-адмирала Хиппера, "Moltke", "Von Der Tann", "Derflinger" и тяжелый крейсер "Blücher") и 2-я (легкие крейсера "Stralsund", "Graudenz", "Straßburg" и "Kolberg", имевший на борту 100 мин) разведывательные группы покинули бухту Яде. В 21 ч. 00 м., как обычно, для прикрытия в море вышли эскадры немецких линейных кораблей.Встреченные в этот раз у побережья четырьмя английскими эскадренными миноносцами "Doon"","Waveney", "Test" и "Moy" (1905 г., 550 т, 1 - 76-мм, 2 - 457-мм торпедных аппарата, 25 уз.), немецкие линейные крейсера обстреляли города Хартлпул, Скарборо и Уитби. Попытка торпедной атаки,предпринятая английскими эсминцами оказалась неудачной.

"Blücher" первым из немецких кораблей открыл огонь. Вместе с "Seydlitz" и "Moltke" они обстреляли город Хартлпул, центральный док, находящиеся в гавани старые крейсера "Patrol" и "Forward" и трехорудийную береговую батарею. В ответ британская береговая батарея выпустила по кораблям 123 снаряда калибра 152 мм, добившись восьми попаданий (6,5%).

"Blücher" получил шесть попаданий снарядами калибра 152 мм, потеряв из состава экипажа трех человек ранеными и 9 человек убитыми. Одним из снарядов на "Blücher" было разбито два 88-мм орудия и уничтожено большое количество подготовленных к стрельбе боеприпасов, которые, к счастью для немцев, не взорвались. Немцы выпустили по городу Хартлпул и гавани 1150 снарядов крупного, среднего и вспомогательного калибров. В результате 86 мирных граждан, в том числе 15 детей, были убиты и 424 ранены. В 8 ч. 50 м. 16 декабря 1914 г. немецкие корабли прекратили огонь и ушли,

-19
-20

Впереди "Blücher" ожидал бой у Доггер-банки ,ставший для него последним. В этом бою крейсер получил тяжелые повреждения от огня британских линейных крейсеров (была выведена из строя носовая башня главного калибра, повреждены машины и рулевое управление). В результате он отстал от основных сил и был добит крейсерами и эсминцами. Несколько орудий вели огонь до самого момента гибели крейсера.

Бой у Доггер банки ,ставший роковым для лучшего немецкого броненосного крейсера будет рассмотрен в следующей статье.

-21
Schleswig-Holstein,_Kiel,_Nordfriedhof.Kranzniederlegung_am_Gedenkstein_für_die_Toten_vom_Untergang_des_Großen_Kreuzers_BLÜCHER_Памятный знак,посвященный погибшим на "Блюхере".
Schleswig-Holstein,_Kiel,_Nordfriedhof.Kranzniederlegung_am_Gedenkstein_für_die_Toten_vom_Untergang_des_Großen_Kreuzers_BLÜCHER_Памятный знак,посвященный погибшим на "Блюхере".

При создании "Блюхера" немецкие конструкторы добились значительных успехов в создании одного из сильнейших броненосных крейсеров. По сравнению с предыдущим "Шарнхорстом" кратно увеличилась артиллерийская мощь,система бронирования и защиты стала более современной.Но отсутствие наработанной самостоятельной школы военно-морской мысли привело к повторению и копированию британского опыта. А британцам при лорде Фишере несколько раз удавалось водить немцев за нос,подсовывая им дезинформацию.В результате корабль стал промежуточным .Для линейного крейсера у него были недостаточно сильная артиллерия и скорость хода. А для броненосного крейсера те же элементы, на говоря уже об огромных размерах корабля и неэкономичности энергетической установки, были избыточны.

В результате "Blücher" оказался между двумя классами и не нашел подходящей области оперативного применения.

По словам Сергея Переслегина: "Blücher" "оказался самым несчастливым кораблем кайзеровского флота. Огромные средства были потрачены на создание прекрасного броненосного крейсера, который из-за существования у противника "Inflexible" не мог найти себе никакого применения и в результате бесполезно погиб".

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.