Найти в Дзене

По ту сторону БУЛЛИНГА

Оглавление
Pixabay photo
Pixabay photo

Почти в каждой детской группе есть объект насмешек, жертва, которая не может себя защитить.

Такая травля - обычно групповой процесс, носящий систематический характер, не прекращающийся сам по себе.

Именно поэтому помощь и вмешательство взрослых обязательны!

О буллинге (или травле) говорят не так часто. Хотя, если бы мы, взрослые, больше знали об этой проблеме, то смогли бы помочь детям избежать некоторых проблем.

Ссоры, конфликты в детских коллективах неизбежны, их единичные случаи решаемы (зачастую без участия взрослых). О проблеме можно говорить, когда нежелательные ситуации становятся стереотипом взаимодействия в группе.

Мотивы буллинга - борьба за власть, месть, зависть, чувство неприязни, стремление быть в центре, выглядеть "круто", желание унизить, запугать, продемонстрировать преимущества, самоутвердиться.

Необходимость ощущать себя в группе, свойственна не только подросткам, уже к 7-8 годам у детей формируется потребность в групповой жизни. Современный детский коллектив часто очень формален. Со временем может придти мысль, что сплотиться можно не только, если ты дружишь с кем-то, но и если дружишь "против кого-то".

Если психологическое насилие - норма жизни в семье, ребенок также переносит такой алгоритм в свою социальную жизнь. Буллинговые проявления у взрослых часто маскируются (а что я собственно делаю?! Ну покричу, поругаюсь, ну замахнусь, ударю по попе... посмеялся над слабым, пнул пьяного...и тд. Я - не агрессор, просто сильный и уверенный в себе человек!) За агрессивным поведением чаще всего скрывается психологическая неполнота.

Давайте посмотрим, как распределяются роли:

👽 Лидер-агрессор и его свита

👽 Ребенок-жертва

👽 Равнодушные свидетели

👽 Свидетели-аутсайдеры

👽 Защитники

Иногда жертва принимает целый ряд усилий и переходит в разряд агрессоров, мстя за унижения.

Молчаливые свидетели испытывают большой психологический дискомфорт, не вмешиваясь из-за страха или равнодушия, приобретают модель поведения, которая при других обстоятельствах приводит их разряд в агрессоров.

Часто не очень внимательные родители и педагоги узнают о происходящем только тогда, когда травля принимает критический характер.

Будьте внимательны к таким незначительным на первый взгляд проявлениям, как, например, постоянно испачканная одежда, изорванные учебники, нежелание идти в школу, постоянные опоздания на уроки, соматические проявления, резко изменившееся настроение или поведение.

КАК ВЗРОСЛОМУ ВЕСТИ СЕБЯ С РЕБЁНКОМ-АГРЕССОРОМ?

Ребенку-агрессору необходимо объяснить, что его действия недопустимы, ввести необсуждаемый запрет. Это недопустимое, а не нежелательное поведение! Для ребёнка нужно четко определить границы. Апеллировать к жалости в таких случаях бесполезно, тем самым вы только закрепляете агрессивное поведение, лучше предложите поставить себя на место изгоя.

Еще одна задача родителей - объяснить ребенку, что люди могут быть разными, все имеют право на индивидуальность. Черты толерантности, сформированные в детстве, очень помогут в будущем.

Необходимо обозначить травлю не как проблему отдельно взятого Пети, а как проблему группы детей (класса), потому что агрессор - это тоже уязвимая часть коллектива, которому трудно и стыдно признавать свою вину. Оставляя его в общем контексте, мы имеем больше шансов изменить его поведение.

Доверительно беседуйте, отложив формальную дидактику и морализм.

Когда я работала в школе, практически все дети слушали и давали обратную связь в доверительных беседах. Наша задача - активизировать моральное чувство и правильный выбор - не так уж не достижима, даже с подростками.


При всей доверительности отношений буллер, тем не менее, должен понимать, что о событии осведомлены все: родители, классный руководитель, администрация школы и тд. И за проступком последует наказание. Политика нулевой терпимости. При этом с детьми ведется диалог. Показав и рассказав, как не надо делать, следует дать алгоритм, как надо.

Поделитесь своими историями, сталкивались с проблемой? Как реагируют учителя ваших детей?

Ещё статья по этой теме:

БУЛЛИНГ: по чьим правилам травля?

Автор:

нейропсихолог, эксперт по детско-родительским отношениям

психолог Елена Миронова

Где найти: https://instagram.com/psixolog_mironova