Во многих религиозных традициях существует практика аскетизма. С ее помощью происходит духовное очищение через намеренное переживание дискомфорта. Примером этому может служить нашение власяницы в христианской традиции.
Но самым показательным является "пляска солнца" у американских индейцев. Они в течение четырех часов непрерывно танцуют, иногда под палящим солнцем ( жара свыше 35 градусов). Их тело протыкается металлическими штырями и крюками. Во время практики они не едят и не пьют. Тысячи индейцев каждое лето практикуют этот ритуал. Эта необыкновенная церемония показана в фильме "Человек по имени Конь".
Еще один пример подобных практик показан в документальном фильме о "монахах-марафонцах" из монастыря на горе Хиеи. Монахи дают обет 12 летнего затворничества на этой горе. Каждую зиму 100 дней подряд они совершают ежедневное паломничество вниз до города Киото и затем возвращаются на вершину. Во время паломничества они поют мантры и совершают служение в каждом святилище и храме по пути и пытаются поддержать духовное единение со встреченными деревьями или камнями. Дорога туда - обратно занимает 20 часов, и лишь 4 часа остается на сон, а утром все начинается снова.
Познав на своем опыте то, что находится за пределами физической и эмоциональной боли, монахи искренне и самоотвержено помогают другим людям. К ним за помощью обращаются те, кто в депрессии, страдает от алкоголизма, расстался с любимыми людьми, имеет больного родственника и дак далее. Поговорив с попавшими в беду, люди получают утешение , поддержку и силы жить дальше.
В этих практиках самыми сложными бывают первые два дня. А потом открывает "другая сторона".
В современном мире много болеутоляющих препаратов. И все же любой из нас может оказаться в ситуации интенсивных и продолжительных переживаний, сравнимых с тем, что чувствовали индейцы и монахи. И тогда умение справляться с болью жизненно необходимо. Но не просто ее терпеть, а превзойти ее.
Если эти практики понимать неправильно, то они могут превратиться в пищу для эгоизма и мазохизма к себе. А мягко принятая боль позволяет инициировать любящий и мягкий процесс принятия себя. Точно также, как боль, умноженная на сопротивление равняется страданию - боль, помноженная на принятие, есть духовное очищение. Из этого можно сделать два вывода:
- Если в ситуации сильной боли вы способны хоть на небольшую долю принятия, то процесс очищения продолжается и боль становится осмысленной и продуктивной.
- Даже небольшая боль может нам принести глубокое очищение, если развить внимательность, привнести открытость в обыкновенные, небольшие боли и проявление дискомфорта в повседневной жизни.
Все это помогает переосмыслить боль. Она становится вашим персональным монастырем для духовного роста.
Медитации внимательности включают два элемента: открытость к боли и способность внимательно ее изучать. Одно приводит к очищению, другое к прозрению.
Продолжение следует...