В 50 км к северу от Манхеттена в начале 60-х появилась огромная купольная конструкция. Всем желающим предлагалось зайти внутрь и расположиться на полу, чтобы увидеть купол, заполненный проекциями. На экране непрерывно демонстрировались популярные медийные и политические фигуры, реклама и фрагменты новостей. Эти материалы миксовались с авторским видео-артом и компьютерной графикой в режиме реального времени. Стремительно пролетала, зажатая в тиски, голова Никиты Хрущева, а статуя Свободы и Эйфелева башня превращались в ядерные ракеты. Это был неоконченный проект Стэна Вандербика Movie-Drome.
Собирать материал для проекта Стэн начал еще в 50-х. Чтобы получить технические возможности автор активно сотрудничал с лабораторией MIT, а также с крупными телеканалами и военной промышленностью. В 1963 году, в сотрудничестве с программистом Кеном Нолтоном из Bell Labs, проект удалось частично реализовать. Для работы с видео был написан специальный программный язык BEFLIX.
В своей книге, посвященной творчеству художника, искусствовед Глория Саттон очень точно отмечает, что Movie-Drome предвосхищает современную эстетику сетевых медиа, моделируя новые отношения между художественным, информационным и развлекательным контентом и системой коммуникации людей в цифровом пространстве.
В манифесте проекта Стэн Вандербик видит Movie-Drome как визуальную библиотеку, доступ к которой возможен в любой момент через специальные купольные системы, рассеянные по миру. Эти точки доступа дают возможность не только мгновенно просматривать материалы, постоянно расширяющейся библиотеки, но и принимать активное участие в формировании контента, а также вступать в коммуникацию с другими зрителями вне зависимости от географии. Автор видит эту библиотеку как бесконечное никогда не останавливающаяся телешоу из новостей, кино и видео-арта. Все это предельно похоже на логику работы Youtube и делает Вандербика визионером, сумевшим предсказать эстетику следующего века.
Ссылки по теме:
- Оригинальная карточка проекта #поднятьпотолок