Найти тему

Мемуары моего отца Книга5 Глава 11. Интересно будет читать тем, кто имеет отношение к Ельниковскому району Мордовии, и не только

Глава 11

Как-то ехал я на лошади из Лепченок до Полянок: смотрю, кто-то ходит по болоту, заросшему кустарником, с ружьем. И я решил посмотреть: кто же этот трезвенник, что отыскался в такую пьяную пору. Подъезжаю и вижу, что это председатель колхоза Ефимкин Степан Иванович. Спрашиваю: почему не показываешься уже второй день в бригадах? Он отвечает: а что мне делать: остановить это празднование я не могу, да и ты вот тоже не можешь. Поэтому, чтобы с ума не сойти ушел на охоту, поближе к природе.

Не хочу сказать, что председатель был плохим человеком. Он был участником войны, Получили серьезное ранение, имел много наград, а руководить этим большим хозяйством не мог. Видимо от него многое не зависело. Денег платить он колхозникам не мог, закупочные цены на продукты были низкие. Натуроплату тоже дать не мог, т. к. урожайность зерновых была низкой. Доярки получали очень низкую оплату, трактористы за свой труд получали зерно, которое они могли реализовать на рынке, правда техника в МТС обновлялась достаточно хорошо. Полевые работы, связанные с обработкой земли, сев зерновых, уборка зерновых, были в основном механизированы, но урожаи были низкими, потому что не было удобрений. Во многих хозяйствах не хватало тракторов, все это было связано с недостаточно высокой оплатой труда, работа тракториста была трудной, а оплачивалась она не совсем хорошо.

Из всего того, что мной описано, не надо делать выводы, что в сельском хозяйстве все обстояло катастрофически плохо. Конечно это не так. Я вскрываю недостатки, которые очень серьезно мешали развитию сельскому хозяйству. Но, мне кажется, что именно они сыграли немалую роль в последующем развале всей страны. Ведь сегодняшнему умиранию сел и деревень послужили те недостатки, которые мною причислены. Несмотря на тяжелую обстановку в сельском хозяйстве, эта отрасль набирала силу, которая способствовала росту всей сельхозпродукции. С каждым годом росло поголовье скота. Хотя и медленно, но повышалась урожайность сельхозпродукции, росла и экономика колхозов. Партия и правительство страны упорно искали неиспользованные резервы, которые могли бы способствовать наиболее эффективному росту экономики нашей страны, хоть как-то облегчить жизнь народа, сменить в целом курс развития всего уклада жизни людей.

Новый курс был объявлен на XX съезде КПСС проходившем с 14-25 февраля 1956 года. Весь аппарат райкома был мобилизован на изучение материалов съезда и на претворение в жизнь его решений.

На этом съезде впервые было признано, что пути к социализму могут быть различными, и в буржуазных странах придти к нему можно и конституционным путем. Фактически это означало, СССР отказывается от претензий на руководство всем коммунистическим движением. Официально съезд подтвердил ленинские принципы коллективного руководства партией, которые отныне противопоставлялись «культу личности». Был принят новый пятилетний план, как всегда уделявший главное внимание развитию тяжелой промышленности.

Относительно спокойное течение съезда взорвал ночной «закрытый» доклад Хрущева. Он был адресован только соотечественникам, и речь в нем шла об извращении «партийных принципов, партийной демократии и революционной законности». Впервые с высокой трибуны люди услышали о репрессиях. Однако Хрущев сказал о них далеко не все. Главное внимание он уделил преследованиям руководителей партии и советского государства, «верных ленинцев», но ничего не сказал о репрессиях до 1934 года. О тех, кто пострадал во время коллективизации, о миллионах людей, попавших под этот чудовищный каток. И всю ответственность за эти преступления Хрущев возложил на Сталина, и на расстрелянных в разные годы руководителей госбезопасности. О виновности высших руководителей партии, сподвижников Сталина, не говорилось.

Этот доклад мы, работники аппарата, обсуждали на закрытых партийных собраниях в низовых организациях, и не слишком скрывали его содержание от беспартийных. Значительную роль в новом курсе сыграли личные качества и политические взгляды Хрущева. В отличие от Сталина, он не считал людей только «винтиками». Ему действительно нравилось общаться с простыми людьми, он прислушивался к их мнению. И ему удалось уловить те чаяния, что носились в воздухе после войны. Все хотели лучшей, хотя бы не голодной, жизни. И самое главное, что все больше людей отказывались принимать сталинскую идеологию. Особенно резко чувствовала расхождение между коммунистической фразеологией и реальной жизнью – молодежь. Я об этом уже писал, что многие молодые люди, проходя службу в армии, не скрывали своего не согласия с идеологией партии.

Весь июнь месяц 1956 года все работники райкома были в колхозах, решая вопросы повышения надоев молока от каждой коровы. Росло поголовье крупнорогатого скота, в частности, росло поголовье дойного стада, но надои были низкими даже в пастбищный период. Я был командирован в с. Софьино, где особенно были низкими надои. Причина этого в особо плохих пастбищных условиях, как объяснял председатель колхоза. Там не было лугов, и скот пасли, в основном по парам, на которых и трава-то плохо росла. В этом колхозе я встретил своего товарища по учебе. Он работал агрономом. В течение двух дней мы объехали с ним все поля, неподалеку расположенный лес. В лесу мы обнаружили большие поляны с качественной лесной травой. Лесником была женщина, которая была в это время занята работой в лесничестве.

Мемуары
3910 интересуются