Мунха — подледная рыбалка на карася — переводится на русский язык как «невод». Приготовления к рыбалке начинаются заранее, а сам процесс превращается в праздник, куда вовлекается чуть ли не все население деревни. Традиция отмечать промысел всем миром пришла с давних времен.
Начало неводьбы всегда сопровождалось кормлением духов водоема, прошением у Байаная (хозяин леса, покровитель охотников и рыбаков) удачного лова. В старину, во время мунхи проводились состязания олонхосутов-импровизаторов (сказителей якутского героического эпоса Олонхо), молодые показывали удаль в национальных видах спорта. Сейчас в отдельных районах стали возрождать забытые традиции.
Подледный лов карасей — дело трудоемкое, требует синхронной и слаженной работы многих людей. Во главе каждой бригады (по 15-20 человек) стоит «старшой» — обычно уважаемый всеми пожилой человек, хорошо знающий местность и знаток мунхи. Он, действуя по интуиции, указывает места, где нужно прорубить полыньи в соответствии с глубиной и рельефом дна озера и наличием в нем водорослей. В каждом улусе есть свои особенности рыбалки, но суть остается одна.
Итак, сначала одни готовят невод к спуску. Другие в это время прорубают пешней большие полыньи «чардаат» на местах спуска и вытаскивания невода с добычей. Между ними продольно с двух сторон делаются лунки, по которым будут тащить так называемые «крылья» (концы) невода. К ним привязывают веревки с палками. Когда в большую прорубь спускают невод, то палки идут под лунками, где их ловят деревянным крюком и пускают дальше. И так до самого места вытаскивания «матки» — центра невода.
Во время движения сети отдельная бригада с шумом и криками, постукивая по льду шестом, загоняет рыбу к главной проруби, где встречается с теми, кто тянет невод. Оба «крыла» обязательно тянут порознь во избежание запутывания сети. Часто бывает, что невод наталкивается на корягу или сучья, тогда приходится его вытаскивать и повторять все заново.
Конечно, улов не всегда бывает удачным. Все зависит от размера и рельефа озера и, разумеется, мастерства рыбаков. В отдельных селах опытные люди советуют давать водоему, откуда не раз брали богатый улов, «отдых» в течение года, а то и более лет, чтобы не нарушить экологический баланс озера.
Как бы то ни было, после рыбалки карасей, пусть даже мешок, всегда обязательно будет. А наиболее удачливые рыбаки могут добыть от десяти до ста мешков отборного собо (якутское название карася). Но и при большой добыче у якутов не принято слишком громко выражать радость, считается, что Байанай может осерчать.
Кстати, когда перед началом мунхи видно, как кружит ворон, а еще лучше несколько, то это считается хорошей приметой, мол, птицы знают, что они не останутся без еды. А вот когда женщина переступает через сети или неудачливый рыбак роняет пешню в воду, то богатого лова не жди, говорят знатоки.
И самое главное: есть твердое правило — одаривать уловом всех, кто присутствовал при большой мунхе, вне зависимости от того, участвовал человек в рыбалке или нет. Эта традиция пришла из глубины веков, когда люди, по тем или иным причинам не могущие рыбачить (пожилые, неимущие, инвалиды, одинокие женщины), приходили на мунху и наблюдали за процессом, но после окончания уносили домой свежих карасей.
В Якутии, как и везде в России, есть свои бренды. Если картошка, то обязательно Олекминская или Синская (там она лучше всего растет), ну а если карась — то Кобяйский или Чурапчинский. Сходите на рынок и вы не найдете, например, Усть-Алданского или Нюрбинского карася — все Кобяйские! И вот почему. Есть там такое озеро, называется Ньидьили (Ниджили). Местные жители во все времена относились к своим кормилицам с особым почитанием. Даже названия озера не произносят вслух, предпочитая традиционные иносказания: «эбээ», что переводится как «бабушка» и «улахан эбээ» — «большая бабушка». И в самом деле, размеры озера впечатляют. В длину оно – 33 км, в ширину – 8.
Якутский карась — не просто рыба. В голодные годы, когда все продовольствие, например, отправлялось на нужды фронта, якутов спасал карась. Жирный карась — отличный источник белка и кальция.
Озера, где можно неводить, якуты берегут. Обычно, на таких озерах запрещается устраивать водопой для скота, во время нереста запрещается подъезжать к берегу на технике, шуметь около озера.
Я на такой рыбалке в последний раз был, когда мне было лет 10-12. По понятным причинам мне отвели роль загонщика — я тогда изо всех сил прыгал по озеру, колотил палкой по льду и сорвал голос. Но испытывал потом примерно такую же радость как парни на этом фото. Потому что мне за мою работу дали полтора мешка карасей!
Сейчас на рынках Якутска карась стоит около 150 рублей за килограмм. На нашем столе он бывает по меньшей мере раз в месяц. Особенно вкусная получается уха. Я ее литрами могу есть. Ну и жареный весьма неплох. А фаршированный то! Омномном! Кстати, о том как готовить фаршированного карася я рассказывал в этом рекламном посте.