Бесплодна та молитва, которая не сопрягается с понуждением самого человека к какому-то ограничению себя. Христос сказал ученикам своим, которые не могли изгнать беса: "Сей род изгоняется только молитвою и постом" (Мф.17:21).
Почему молитвы бесплодны?
Наши молитвы остаются бесплодны по той причине, что мы ничем её не подкрепляем. Нужно не просто молиться о человеке, а сказать: "Господи, я ради этого человека откажусь от ...". Например, если куришь, то от курения, если пьёшь, то от вина. У одного человека дочь сломала ногу, и он сказал: "Ни капли вина, пока нога моей дочери не станет здоровой". Вот это молитва. Вот это и есть отречение от самого себя ради другого. Без отречения молитва бессильна. Мы прославляем наших святых, называя их подвижниками. Почему?Потому что они подкрепляли свою молитву подвигом. Они отрекались от самих себя, и тогда их молитва доходила до Бога.
Но бывает совершенно без рассудительная молитва которую Господь может услышать и даже исполнить, но о пользе её говорить явно не приходиться. Вспомним повествование матери декабриста Кондратия Рылеева о том, как она заранее предвидела печальную судьбу своего сына, увидев вещий, знаменательный сон. В младенчестве Рылеев был смертельно болен, и она отчаянно молилась о его выздоровлении. Ей был сон, в котором видит своего сына и Ангела. Ангел показал ей всю жизнь Рылеева, но была последняя комната и Ангел говорит : " Если ты откроешь последнюю дверь этой комнаты, то изменить будет ничего нельзя. Но она в безумии своем лишь говорила: "Да… да… буду… буду… все… все… отдам… приму сама какие угодно страдания, лишь бы он, счастие моей жизни, остался жив!..". В итоге всё случилось, так как говорил ей Ангел. Рылеев был повешен на виселице.
Что это, молитва или безумие? Скорее безумие, чем молитва. Ведь должно быть разумное отношение к воле Божьей : " не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42)". Там где нет этого отречения, молитва будет действительно безумной.
Мы видим, что молитва матери как акт её безмерной любви действительно может быть услышана. Но молитва эта не должна быть как молитва матери Рылеева. Она должна быть как молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду: " О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42)". Вот такая молитва будет действенной, разумной потому что есть акт смирения, акт самоотречения. В этом есть сила молитвы.
Таким образом, мы видим, что для исполнения молитвы необходимы рассудительное прошение Бога, доверие Его Святой Воле, Промыслу, а также любовь, по примеру любви матерей к свои чадам и определённый подвиг в ограничении себя в чём-либо.