Доброго дня, друзья. Снова и снова возвращаемся к теме редких и уникальные транспортных средств родом из СССР. И сегодня мы поговорим про КА-30.
Думаю, все понимают, что наша страна славится тяжелыми условиями для транспортных средств: это или горы снега, или горы грязи. И тут уже появился компромисс: надо наземное транспортное средство, потому как самолет был невыгоден. Так и появились аэросани. Использование саней было обычной практикой еще до Великой Отечественной войны - НКЛ-16.
К 1950-м машина уже технически и морально устарела и ОКБ было поручено разработать новые современные аэросани. Для снижения стоимости производства решили использовать узлы от обычных автомобилей, самолетов и вертолетов. Так мир увидели аэросани "Север-2", в которых узнается та самая "Победа". В дальнейшем, опыт показал нежизнеспособность агрегатов в экстремальных условиях.
Тогда завод "Прогресс" активно начал работать на КА-30, который славился в то время прогрессивными и инновационными решениями. На реализацию разработок "Прогресса" был выбран "Дальмашзавод" и с 1966 года завод ежегодно поставлял по 30 машин. Знатоки обратят внимание, что кузов напоминает РАФ-977, но, увы, это не так. Да, кузов чем-то похож, по очертаниям, но это общее тенденция для фургонов того времени.
Теперь давайте поговорим про техническую часть. Кузов "ложился" на 4 лыжи (взаимозаменяемых, кстати) с независимой подвеской. Внутри пространство было разделено на 3 части: кабина на 2 человека, грузопассажирское отделение и моторные отсек.
Двигатель: 10-цилиндровый звездообразный поршневой авиационный мотор. В движение аэросани приводились 3-х лопастным винтом АВ-79 с диаметром в 2,7 метра! Мощность двигателя было около 260 л.с. и максимальной скоростью 100 км/ч. С такими характеристиками аэросани могли перевозить полтонны или 8 человек.
Учитывая удачный опыт построения, инженеры постоянно старались что-то доработать: сначала было предложено заменить стальные лыжи на стеклопластиковые (увы, не было еще в достаточной мере освоено производство), затем испытывался водные вариант с поплавками вместо лыж.
К 1990-му году производство было полностью остановлено и до наших дней дошло всего 2 экземпляра, один из которых был найден близ Казахстанской границы и восстановлен КБ Смирнова.
Спасибо за прочтение.
Очень интересно услышать Ваше мнение - пишите в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!
Не забываем про наши другие статьи
Как перевозили автомобили в СССР
Очередная уникальная находка в старом сарае
VanLife середины прошлого века