Правы юмористы: русский человек различает и использует три степени запрета. «Нельзя» – значит можно, «запрещено» – значит можно, но аккуратно, и «строго запрещается» – нельзя, но если уж очень хочется, то почему бы и нет. И когда сотрудники МЧС говорят "Выезд на лед строго запрещается", то десятки рыбаков и просто любителей качественных автопрогулок поступают как настоящие русские люди – отважно (и часто вопреки здравому смыслу) выезжают на замерзшую воду. Что будет, если игнорировать установку "строго запрещается", мы в полной мере ощутили на себе пару лет назад.
На дворе давно и прочно стоял суровый сибирский февраль, ледовая дорога на остров Ольхон уже была официально открыта. Многочисленные автомобилисты уже вовсю катались и за пределами трассы, одобренной МЧС : по всей площади пролива Малое Море, да в других местах, куда в иное время года без катера не сунешься.
Вот и мы решили проветриться в составе уже знакомого Вам дуэта "слон и Моська" – полноприводного пассажирского фургона Ford E350 и бордового пикапа Mitsubishi L200. "Элька" по своим габаритам тоже отнюдь не запорожец, но рядом бронтозавром E350 смотрится как-то скромно.
Мы спустились на маломорский лед, прочность которого, на наш взгляд, сомнению не подлежала. Да и многочисленные машины, мелькавшие на ледяном горизонте, могли успокоить любого скептика. За рулем Форда, шедшего первым в связке двух машин, был опытный ледовый капитан Олег. Пикапом управлял Даниил: тоже давно за рулём, но специалист больше по матушке-земле, чем по капризной переменчивой ледяной корке. На всякий случай, для безопасности, между машинами мы держали дистанцию в несколько сотен метров. Окна в движении оставляли приоткрытыми, ремни безопасности не застегивали - чтобы быстро эвакуироваться в случае чего.
Мы сгоняли на мыс Хобой, прокатились в сторону Замы, устроили пару конькобежных забегов на идеально прозрачных ледяных зеркалах, с комфортом попили чаю: кемпинговая мебель болталась где-то в недрах автобуса. Как сказал классик, "Чудно время провели!". День клонился к завершению, пора бы и домой.
Неожиданность случилась, как и положено, внезапно. Шедший впереди Форд вдруг как-то странно дернулся и задрал нос. Даня, ехавший позади, ударил по тормозам, и мы, пассажиры L200, успели увидеть, что позади наклонившегося автобуса появилась открытая вода! Тяжелый Форд выехал на невесть откуда появившийся участок тонкого льда и своими тремя тоннами веса буквально продавил его. Опыт, сын ошибок трудных, у Олега имелся: почуяв неладное, он рефлекторно нажал на газ и, опасно окунув корму в бездну Байкала, сумел-таки передними колесами выгрести на твердый лед.
Что было бы, зазевайся водитель массивного Форда хоть немного, лучше не думать: в интернете есть жуткие видеозаписи с регистраторов уходящих под лед автомобилей. Даня тоже поступил верно: вовремя остановил наш авто вдали от опасного участка. Лично я, когда увидел воду и расходящийся за автобусом лед, почему-то вспомнил мультик, где мамонтенок плыл на льдине. Когда мы, объехав промоину большим крюком, выехали к Форду, нас ждало вот такое зрелище:
Участок, который выглядел как обычный легко преодолимый торосняк, оказался трещиной, заполненной с ледяной кашей вперемешку с вмороженными в нее кусками льда. Но это, что ни говори, пол-беды по сравнению с тем, что могло случиться! Дальше мы в составе экипажей двух машин решали квест "вытащи три тонны железа на твердый лед".
К закату дня задачу решили успешно. Что ни говори, а день выдался удачным! Все кончилось хорошо, лучше и желать не стоит! Мораль сей правдивой истории одна: даже если вы на хорошем авто и имеете большой опыт ледовой езды - не теряйте бдительность! С начала зимы 2019-2020 в Иркутской области произошло 9 автопроисшествий на воде, в пяти из которых погибли люди. Ну а мы, обжегшись на молоке, теперь дуем и на воду, и на лед: готовим маршруты вдвойне тщательно.
О другом, менее экстремальном ледовом автопутешествии можно почитать здесь:
"На авто по байкальскому льду: самый живописный маршрут"