Древний Рим был патриархальным государством. Центральным в римском семейном праве было положение «patria potestas» (власть отца). К примеру, отец мог признать или не признать новорожденного, в последнем случае младенца выносили за ворота дома и оставляли на улице. Именно отец выдавал замуж своих дочерей. Власть отца над своими детьми уступала только власти главы всего семейства — «pater familias». Старший мужчина в семье распоряжался судьбами своих отпрысков, а также всем семейным имуществом, включая рабов.
Если отец умирал или по какой-то причине навсегда покидал семью, власть над его дочерьми переходила к опекуну. «Tutela» (опека) передавалась ближайшему родственнику мужского пола. Женщины не могли быть опекунами «propter sexus infirmitatem» (по причине слабости пола), такова была официальная формулировка римских законов. Опека передавалась по принципу «manus» (рука) — под мужскую руку.
Мужа для девушки выбирал либо отец, либо официальный опекун. Обычно договор с зятем заключался заблаговременно. Римское право признавало две формы заключения брака. В соответствии с одной из них молодая женщина переходила из-под власти отца или заменявшего его опекуна под власть мужа, её «conventio in manum» (передавали под руку) и принимали в семью супруга. В ином случае брак заключался без перехода жены под власть мужа — «sine conventio in manum». Став замужней женщиной, в этом варианте она по-прежнему оставалась под властью своего отца, сохраняла связь своей со своей семьей и право на наследство.
У древних римлян было три различных обряда бракосочетания с переходом жены «in manum» (под руку) мужа:
— «Купля». Девушка переходила из-под власти отца под власть мужа путем символической «продажи» невесты ее будущему супругу. Этот своеобразный обряд был обставлен всеми атрибутами обычной торговой сделки: требовалось присутствие пяти свидетелей — совершеннолетних и полноправных римских граждан — и должностного лица, которое, как и при заключении иных договоров и торговых соглашений, должно было держать в руках весы.
— «Использование». Главным требованием было совместное проживание невесты со своим супругом в его доме в течение целого года, причем с условием, чтобы она ни разу не провела трех ночей подряд вне дома мужа. По сути, в древнем Риме таким образом узаконивался гражданский брак — если молодые жили вместе год, не разлучаясь, они официально становились мужем и женой.
— «Обряд с хлебом». Наиболее торжественная и официальная форма бракосочетания, практиковавшаяся римлянами чаще всего. На торжествах должны были присутствовать два высших жреца или же десять других свидетелей.
По сравнению с другими античными обществами, женщина в древнем Риме, даже незамужняя, пользовалась немалой свободой. Она могла бывать во всех комнатах дома, а не только на его «женской половине», участвовать в праздниках и пирах вместе с мужчинами. Римлянка свободно появлялась в обществе, ездила в гости, бывала на торжествах и приемах. Зависимость женщины от отца или мужа ограничивалась имущественными отношениями: владеть недвижимостью или распоряжаться ею женщина не могла.
С течением времени правовой статус мужчин и женщин в римском гражданском праве становился всё более равным. Женщины получили право выбирать себе опекуна в делах, связанных с имуществом, самостоятельно распоряжаться своим приданым. В отношении свободы личной жизни право и мораль в древнем Риме оставались значительно более строги к женщине, чем к мужчине. Некоторые римляне не желали, чтобы их жены выходили из дому без их ведома. Консул Публий Семпроний Соф, в 304 г. до н. э., даже разошелся со своей женой, узнав, что она отправилась в театр без его позволения.
Римская женщина не имела гражданских прав и была формально отстранена от участия в государственных делах: ей не полагалось присутствовать на народных собраниях (комициях). Также женщины не могли занимать выборные должности и служить в армии. Одно время принимались законы, ограничивающие права женщин из знатных семейств выходить на арену в качестве гладиаторов, но их не везде соблюдали, а потом и вовсе отменили.
Древнеримские женщины имело право на развод, например если муж их избивал или оскорблял. После развода женщина возвращалась в свою родную семью. Вдова по римским законам становилась свободной в экономическом отношении и могла полностью распоряжаться своим имуществом. Кроме того, любая римская женщина могла участвовать в суде, в том числе подавать иски или же оспаривать через суд решения мужчин, касающиеся её интересов.
Читайте также: Откуда взялись Римские Папы?
Кроме вдов, свободными в имущественном плане становились и матери троих детей, рождённых в законном браке. Они получали полное право распоряжаться семейным имуществом и ряд иных привилегий. Таким способом древнеримские законодатели хотели исправить демографическую ситуацию и повысить рождаемость в позднем Риме.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев