В современном мире нас окружает множество различных технических устройств, которыми мы постоянно и активно пользуемся в различных целях.
Например, взять хотя-бы смартфон – предмет, которым сейчас владеет подавляющее большинство людей. Существует огромное количество марок и моделей данных устройств от различных производителей. Далеко не все они надлежащего качества, поэтому любой человек после покупки может столкнуться с браком и обнаружить те или иные недостатки гаджета.
На практике большинство продавцов в такой ситуации, прежде всего, твердят, что смартфон (или иное устройство) – технически сложный товар не подлежащий обмену. Это абсолютно не так, давайте разберемся, какие права предоставляет Вам закон.
Смартфон действительно относиться к категории «технически сложных товаров» (п. 6 Перечня технически сложных товаров, утв. постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 924). Однако, это не является препятствием к замене товара с недостатками, как нередко "разъясняют" покупателям продавцы. Не существует и не может существовать перечня товаров ненадлежащего качества, не подлежащих обмену. Отнесение товара к технически сложным говорит лишь о распространении на них особого правового режима при совершении определенных действий по защите прав потребителей.
В течение 15 дней со дня его покупки, обнаружив недостатки в приобретенном сотовом телефоне (независимо от существенности недостатков), вы вправе вернуть его продавцу и потребовать возврата уплаченной за него суммы либо его замены на телефон этой же марки (модели, артикула) или на такой же телефон другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены (п. 3 ст. 503 ГК РФ; абз. 8 п. 1 ст. 18 Закона N 2300-1; п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).
При это «простой» недостаток – это недостаток товара - несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Другая ситуация, если после покупки прошло более 15 дней. В этом случае требования о возврате или обмене сотового телефона подлежат удовлетворению если:
1) нарушены установленные сроки устранения недостатков товара (более 45 дней);
2) невозможно использовать товар в совокупности более чем 30 дней в течение любого года гарантийного срока из-за неоднократного устранения его различных недостатков;
3) обнаружен существенный недостаток товара.
Существенный недостаток товара - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки (абз. 9 Преамбулы Закона N 2300-1 "О защите прав потребителей"). Расшифруем это определение:
а) неустранимый недостаток товара - недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
б) недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерных расходов, - недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.
В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств;
в) недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, - недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен - время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом;
г) недостаток товара, выявленный неоднократно, - различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
д) недостаток, который проявляется вновь после его устранения, - недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.
Таким образом, для того, чтобы определить имеете ли Вы право вернуть телефон продавцу необходимо по возможности точно определить сущность выявленного недостатка, время и причину его появления.
Возврат или обмен технически сложного товара сделать намного легче до истечения 15 дней со дня покупки, соответственно целесообразно за это время полностью протестировать все функции устройства.
Интересное и важное в современных условиях разъяснение дано Верховным Судом РФ в п. 39 Постановления Пленума от 28 июня 2012 г. N 17. Согласно этому разъяснению требования граждан к качеству программного обеспечения, используемого в технически сложном товаре (например, к операционной системе, которая служит для обеспечения его функционирования), должны рассматриваться как требования к качеству товара в целом.
Решившись обменять или сдать товар необходимо понимать следующее. Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 Закона N 2300-1 "О защите прав потребителей" для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить ему расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Подводя итог, отметим, что если в приобретенном товаре есть недостаток (или существенный недостаток) соответствующий вышеуказанным критериям, установленным законом, Вы вправе спокойно и упорно отстаивать свои права и идти до конца.
Получить больше информации и воспользоваться нашими юридическими услугами Вы можете на сайте http://advisoryservice.ru.