Найти тему
между прошлым и будущим

Отец Жозеф -- серый кардинал, соратник Ришелье

В романе "Три мушкетера" Александр Дюма упомянул его мельком, но весьма внушительно. Не про каждого человека можно сказать такие слова: "После короля и кардинала имя г-на де Тревиля, пожалуй, чаще всего упоминалось не только военными, но и горожанами. Был еще, правда, отец Жозеф, но его имя произносилось не иначе как шепотом: так велик был страх перед "серым преосвященством", другом кардинала Ришелье".

Кем же был этот человек?

Его настоящее имя было Франсуа Леклер(к) дю Трамбле. Его отец -- Жан дю Трамбле -- был председателем палаты ходатайств Парижского парламента, то есть он принадлежал к дворянству мантии. Мать -- Мари Мотье де Лафайет принадлежала к дворянству шпаги из старого овернского рода. Подобные союзы были довольно частыми. Франсуа дю Трамбле был старшим из детей семьи и родился в 1577 году.

Он получил блестящее образование. С детства он свободно говорил по латыни и древнегречески, строго говоря, с ним вообще предпочитали общаться на этих языках, только его мать говорила с ним по-французски. Он хорошо был знаком с творчеством древних и современных поэтов и писателей. Ему было всего 10 лет, когда ему поручили произнести латинскую речь в память поэта Пьера де Ронсара перед двором. Чудо ребенок -- иначе не сказать.

В восемнадцать юный барон де Маффлие (таким был его титул) отправился в Италию для завершения образования. Итальянский язык, фехтование и верховая езда -- после Италии Франсуа де Трамбле был признан всеми образцовым дворянином. Красивый, образованный, красноречивый, с изысканными манерами -- он казался чудом. Ему все удавалось. Он участвовал во взятии Амьена (последнее сражение гражданской войны в ходе которого погиб Сен-Люк), был отправлен с дипломатической миссией в Лондон... Его ждал блестящий брак.

Но у него случилось откровение...

Ему не было еще и 22 лет, когда он отказался от мира и принял постриг в ордене капуцинов. Грубое серое монашеское одеяние, сандалии на босу ногу и полный запрет для монахов ездить верхом. А ведь Франсуа обожал лошадей и верховую езду, но, приняв постриг, навсегда отказался от любимого развлечения.

При постриге он взял имя Иосиф (Жозеф) и под этим именем вошел в историю. Он писал религиозные стихи. Он проповедовал среди гугенотов. Он регулярно подвергал себя бичеванию и ходил босиком.

Первым на юного монаха обратил внимание некий отец Анж, бывший маршал Франции и герцог де Жуайез, во многом прошедший сходный путь. О его юности вы читали у Дюма в романе "Сорок пять", там он еще именовался Анри дю Бушажем.

Потом на отца Жозефа обратил внимание Арман де Ришелье.

Ришелье был моложе отца Жозефа, но у него были грандиозные планы и немалое честолюбие. Они стали друзьями и соратниками. Ришелье трудно было бы найти более преданного человека. Во многом отец Жозеф был решительнее и жестче Ришелье. Там, где Ришелье мог колебаться, отец Жозеф шел вперед, не считаясь с трудностями.

При необходимости он был дипломатом. Если надо -- участвовал в войне. Кстати, он был на осаде Ла-Рошели. Считается, что именно он инструктировал агента Ришелье Рошфора, как должен вести себя капуцин, что помогло раскрыть заговор Шале. А еще он 14 лет руководил первой французской газетой "Меркурий", проводя в ней идею абсолютизма и католицизма.

Кардинал де Ришелье
Кардинал де Ришелье

За красноречие и мистические видения Ришелье прозвал его Иезекиилом. А за способности к дипломатии, разведке и политике -- Тенеброзо-Кавернозо.

Да, у отца Жозефа практицизм и мистицизм сочетались самым причудливым образом. У него была мечта -- неосуществимая в XVII веке -- он мечтал о крестовом походе против турок.

Но поскольку эта мечта не могла осуществиться, отец Жозеф усердно продвигал другую -- мечту о единой Европе без Габсбургов. Ради этой мечты он усердно способствовал вступлению Франции в Тридцатилетнюю войну и заключал союз с немецкими князьями-протестантами против императора. Да, как пламенный католик он был уверен, что его союзников ждет Ад. Но как политик он понимал, что они необходимы для борьбы с Габсбургами.

Жан-Леон Жером "Серое преосвященство", 1873 г.
Жан-Леон Жером "Серое преосвященство", 1873 г.

Его ужасно боялись -- за близость к Ришелье, за фанатизм, непреклонность, хорошее знание людей и умение читать в сердцах, за прекрасно организованную шпионскую сеть. Страху способствовало и то обстоятельство, что младший брат отца Жозефа -- Шарль дю Трамбле -- был комендантом Бастилии. Дюма, кстати, посвятил ему несколько больше слов, чем старшему брату, правда, не сказал, что младший дю Трамбле славился вымогательством (см. роман "Двадцать лет спустя", гл. III "Два старинных врага").

Хотя отец Жозеф был старше Ришелье, тот надеялся сделать отца-капуцина своим преемником. Он был уверен, что дю Трамбле его переживет, ведь он был таким энергичным человеком. Ришелье усиленно пытался добиться для него кардинальской шапки, но сделать это удалось только в 1638 году. Вот только вскоре после этого отец Жозеф умер. Трудно сказать, чем он был болен, но у него были жесточайшие приступы головной боли. Но даже умирая он беспокоился об одном -- чтобы Франция одержала победу в войне.

Доверие в отцу Жозефу у Ришелье было столь велико, что родственники дю Трамбле остались на своих постах, хотя о них и ходило множество самых дурных слухов -- особенно о Шарле. А память о влиянии отца Жозефа была такова, что всех деятелей, оказывающих огромное влияние на политику и не занимающих при том официальных постов, стали называть серыми кардиналами в память о серой рясе капуцина самого верного соратника Ришелье.

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1

Путеводитель по каналу. Часть 2