Сейчас часто людей атакуют бумажками и предписаниями, по которым домовладельцы якобы обязаны установить новый счетчик. Хотя, платить огульно никто не запрещает - всё официально, по нормативу.
Когда нужна замена счетчика?
В каком случае нужна замена хоть электросчетчика, хоть водяного счетчика? Самая главная причина - выходит срок поверки. То есть, счетчик становится старым, и его показаниям верить нельзя.
Срок поверки счетчиков указывается в паспорте на счетчик, и называется межповерочным интервалом. При оформлении счетчика энергоснабжающая организация (это может быть электричество, вода, газ) заносит дату установки в свою базу, и следит за тем, чтобы не вышел межповерочный интервал не вышел.
Срок поверки указывается не только в паспорте счетчика, но и в квитанции - как раз это данные поставщика. Лучше сравнить эти даты, могут быть разногласия.
Есть ещё одна причина - счетчик выходит из строя, ломается. Это проявляется, как правило, остановкой счетчика. Конечно, для потребителя это выгодно - энергия расходуется, а счетчик стоит!
Механические повреждения также могут быть причиной замены.
Специфическая причина - нарушение пломбы - будет рассмотрена чуть ниже.
Все вышеперечисленные признаки говорят о том, что прибор учета (счетчик) вышел из строя, и подлежит замене.
Официальные предписания по замене счетчиков
Итак, при выходе срока поверки приходит уведомление о необходимости замены счетчика:
Есть слово "рекомендует", то есть не обязательно!
Можно ли эксплуатировать счетчик, вышедший из строя?
Энергоснабжающей организации не выгодно, чтобы потребитель потреблял энергию бесконтрольно и эксплуатировал поломанный счетчик. Поэтому они стимулируют потребителя поставить "правильный" счетчик, но принудить к замене они не могут.
Почитайте Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 п.7. Всё четко и понятно, но нигде не сказано, что собственник не имеет права эксплуатировать вышедший из строя прибор учёта. Да, расчет будет с повышающим коэффициентом, с учетом количества проживающих или собственников, но прямого запрета нет.
Конечно, кроме учета есть и другие факторы, по которым нужна замена - например, у электросчетчика от старости могут гореть клеммы. Впрочем, если счетчик вышел из строя (истёк интервал поверки), можно смело снять пломбу и протянуть контакты.
Нужно ли менять счетчик, вышедший из строя?
В Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 п.7.81(13) сказано:
Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности).
Как я говорил уже выше, менять счетчик на новый нужно только, если сам потребитель в этом заинтересован. Вот компании его и заинтересовывают. Рублём)
Что делать, если пломба нарушена?
Лучше сразу сообщить куда надо. В лучшем случае возьмут плату за повторное опломбирование. Но если при этом у проверяющего возникнет подозрение в механическом воздействии на счетчик, его целостности и правильности показаний - возможно, придётся платить штраф и менять счетчик. Как договоритесь.
В любом случае, пломбы нужно оберегать и следить за их сохранностью.
У моих знакомых были случаи с нечестными проверяющими. Во время проверки счетчиков воды, установленных в колодце, проверяющий намеренно нарушал пломбу, а затем сообщал хозяину о том, что его ждёт крупный штраф и оплата огульно. Поэтому перед и во время проверки лично убеждайтесь, что пломба в норме!
Многие так и живут годами с сорванными пломбами, вздрагивая от каждого стука за дверью, и никого не пуская в дом. Решайте сами.
Кто может менять счетчик
В принципе, это можно сделать самому - уверен, что читатели Дзен-канала СамЭлектрик.ру это делать умеют.
Но главное не открутить-прикрутить! Главное - пломба! Перед тем, как менять прибор учета, нужно пломбу снять, а после того - поставить. И всё это официально оформить. Поэтому без официальных лиц не обойтись. Для начала позвоните по телефону, указанному в квитанции, там расскажут порядок действий.
К слову, объем работ довольно большой, и энергетики берут подрядные организации, которых уполномачивают на замену и пломбировку счетчиков. Так и плодятся мошенники, и простому человеку не понятно - официально ли они действуют или нет?
Вот и подошли мы к теме статьи - мошенничество при замене счетчиков.
Как мошенники узнают адреса
Мошенники могут элементарно узнать о сроках поверки, купив базу данных у коррумпированных лиц.
Но они поступают проще, раскидывая в почтовые ящики якобы официальные листовки, в которых сказано о необходимости замены. Если что - потом можно извиниться, или присесть на уши и поменять счетчик, которому можно верить ещё год или два.
Либо, надев спецодежду и заготовив корочки, обзванивают квартиры, когда все на работе. Доверчивым пенсионерам гораздо проще впарить установку счетчика за хорошие деньги.
Как устроен мошеннический бизнес по поверке счетчиков
Бизнес по поверке предлагается в интернете широко. Но поверки, как таковой, часто вообще не бывает. Главное - принудить хозяина к замене счетчика. На это идут психологические приемы, документы, жонглирование законами и постановлениями. И даже угрозы.
Например:
Человек видит страшные слова - "Административный штраф" - тут же перезванивает, и ему льют в уши. Нет документации, класс точности не тот, и т.д.
Если в квитанции указаны эти организации, можете смело их считать мошенниками:
- ООО «ТНС энерго» (не путать с ПАО «ТНС энерго»!),
- ООО «Городская энергетическая служба»
- ООО «Региональные электрические сети»
- МПП «Энергосбыт» (электросети).
Почему фирмы по замене счетчиков - мошенники
Факт мошенничества в том, что людей ПРИНУЖДАЮТ, используя различные приёмы, вплоть до запугивания штрафами и отключением воды.
Кроме того, стоимость такой замены - в 2-3 раза выше, чем обычно.
А главное - эти мошенники срывают пломбы, и вешают свои, которые нелегальны! Мало того, ведь новый счетчик ещё нужно зарегистрировать, чтобы передавать новые показания! И тут человек попадает на деньги ещё раз - его могут оштрафовать за самовольное снятие пломбы (хоть и не имеют на это права, нужно разбираться с каждым случаем)
Мошенники после замены счетчика могут прямо сказать - А теперь обращайтесь в Энергоучёт для постановки на учёт и установки пломбы.
При этом всё официально - счетчик продали, услугу по установке оказали, какие претензии?
Вот предписание от мошенников:
А вот - "результат" работы:
Шикарно всё устроили, не правда ли? И главное, не подкопаться с точки зрения закона!
На канале есть несколько статей на тему показаний счетчиков:
Как счетчик с пультом "экономит" электричество,
Как устроен изнутри электронномеханический счетчик Энергомера
Как мошенники заставляют менять счетчики за двойную цену
Что будет, если не менять старый счетчик и платить огульно?
Почему после замены счетчика показания увеличиваются?
Сравнение показаний электронного и индукционного счетчика
Если интересны темы канала, заходите также на мой сайт - https://samelectric.ru/ и в группу ВК - https://vk.com/samelectric