Российские авиакомпании перевезли в 2019 году рекордное количество пассажиров - 128 миллионов пассажиров. Отрасль уже третий год подряд демонстрирует темпы роста, превышающие 10%. Рост выше среднего по России показали сразу 10 авиакомпаний. Ухудшили свои показатели за год 4 региональные авиакомпании из второго эшелона - Ямал, НордСтар, Якутия и Руслайн. В данный рейтинг вошли авиакомпании, которые смогли преодолеть порог в полмиллиона пассажиров. Рассмотрим статистику Росавиации по авиакомпаниям за 2019 год подробнее.
20. РусЛайн
Перевезено в 2019 году: 0,6 млн. пассажиров (-3,1%)
Прогноз развития на 2020 год: стабильный
Для дальнейшего развития авиакомпании стоит взять пример с Азимута и заняться освоением отечественных самолётов Суперджет 100.
19. Якутия
Перевезено в 2019 году: 0,7 млн. пассажиров (-16,4%)
Прогноз развития на 2020 год: негативный
Отсутствие внятной стратегии развития, финансовые трудности и старый разнотипный авиапарк пока не позволяют авиакомпании надеяться на развитие.
18. ИрАэро
Перевезено в 2019 году: 0,9 млн. пассажиров (+35,7%)
Прогноз развития на 2020 год: позитивный
Сделав ставку на Суперджет 100, и ожидая первый самолёт МС-21, авиакомпания 3-й год подряд показывает отличные темпы роста, увеличив за это время свой пассажиропоток более чем на полмиллиона человек.
17. Азимут
Перевезено в 2019 году: 1,2 млн. пассажиров (+86,3%)
Прогноз развития на 2020 год: позитивный
Самый наглядный пример успешной и эффективной эксплуатации самолёта Суперджет 100. Всего за 3 года после запуска проекта авиакомпания вошла в клуб "миллионников" и вышла на операционную прибыль раньше, чем планировалось.
16. Ай Флай
Перевезено в 2019 году: примерно 1,3 млн. пассажиров (нет данных)
Прогноз развития на 2020 год: отсутствует (недостаточно информации)
Единственная авиакомпания из Топ20, которая по непонятным причинам не даёт разрешение Росавиации на публикацию своей статистики. Из прошлогодних данных можно сделать вывод, что в 2018 году авиакомпания перевезла 0,9-1 млн. человек. Следовательно, рост в текущем году приблизительно 30%.
15. НордСтар
Перевезено в 2019 году: 1,3 млн. пассажиров (-9,9%)
Прогноз развития на 2020 год: негативный
Ставка на возрастной парк самолётов Боинг-737 и заказ на 3 проблемных 737 MAX не позволяют надеяться на стабильное развитие авиакомпании. Появление базы Аэрофлота в ключевом аэропорту Емельяново лишь усугубляет ситуацию.
14. Аврора
Перевезено в 2019 году: 1,7 млн. пассажиров (+2,2%)
Прогноз развития на 2020 год: позитивный
Поддержка материнской компании Аэрофлот и высокая вероятность создания на базе Авроры авиакомпании по развитию Дальнего Востока с использованием отечественных самолётов позволяет смотреть на перспективы Авроры с большим оптимизмом.
13. Ямал
Перевезено в 2019 году: 1,7 млн. пассажиров (-11,2%)
Прогноз развития на 2020 год: стабильный
Своевременное избавление от самолётов Б-737 и ставка на самолёты А-320 и Суперджет 100 создают основу для стабильного развития авиакомпании.
12. Смартавиа (бывшая Нордавиа)
Перевезено в 2019 году: 2 млн. пассажиров (+70,9%)
Прогноз развития на 2020 год: негативный
Возрастной монопарк из самолётов Боинг-737 не позволяет надеяться на серьёзное развитие авиакомпании.
11. Икар (Пегас Флай)
Перевезено в 2019 году: 2,2 млн. пассажиров (+7%)
Прогноз развития на 2020 год: стабильный
Основная ставка на возрастные самолёты Боинг не позволит авиакомпании вырасти сильнее рынка.
10. Роял Флайт
Перевезено в 2019 году: 2,3 млн. пассажиров (+30,8%)
Прогноз развития на 2020 год: стабильный
Ситуация аналогична описанному выше Икару.
9. Ред Вингс
Перевезено в 2019 году: 3,1 млн. пассажиров (+17,1%)
Прогноз развития на 2020 год: позитивный
В ожидании заказанных самолётов МС-21, авиакомпания сделала правильную ставку на временную эксплуатацию семейства А-320.
8. Северный ветер (Норд Винд)
Перевезено в 2019 году: 5,5 млн. пассажиров (+12,5%)
Прогноз развития на 2020 год: стабильный
Авиакомпания имеет сбалансированный авиапарк из средневозрастных самолётов Эйрбас и Боинг.
7. Азур Эйр
Перевезено в 2019 году: 5,8 млн. пассажиров (+36,6%)
Прогноз развития на 2020 год: стабильный
Авиакомпания располагает очень возрастным авиапарком самолётов Боинг, и от негативного прогноза её спасает лишь малая доля 737 модели (5 из 29 самолётов).
6. ЮТэйр
Перевезено в 2019 году: 8,1 млн. пассажиров (+4,7%)
Прогноз развития на 2020 год: негативный
Проблемы с обновлением авиапарка и финансовые трудности в ближайшие годы не помогут авиакомпании вернуться в 5-ку крупнейших в России. Авиакомпании нужно кардинально решать проблему с авиапарком. Если этот вопрос будет решён в пользу российской авиатехники, у авиакомпании еще есть шанс остаться на крыле. Ставка на самолёты Боинг, в том числе крупный заказ на 737 МАХ, ставит авиакомпанию в чрезвычайно тяжёлое положение.
5. Уральские авиалинии
Перевезено в 2019 году: 9,6 млн. пассажиров (+6,8%)
Прогноз развития на 2020 год: позитивный
10 лет авиакомпания успешно развивалась, делая ставку на самолёты Эйрбас семейства А-320. И вдруг решила закупить 14 самолётов Б-737 МАХ. Благо авиакомпания не успела получить ни одного опасного самолёта. Вероятнее всего, авиакомпания сможет отменить этот заказ, и он серьёзно не повлияет на её развитие. В перспективе уральцам нужно задуматься об освоении отечественной техники.
4. Победа
Перевезено в 2019 году: 10,3 млн. пассажиров (+43,2%)
Прогноз развития на 2020 год: позитивный
У авиакомпании тяжёлая, но не безнадёжная ситуация. Парк состоит из самолётов Боинг-737 третьего поколения. Заказанные 20 самолётов MAX получить не успели, и по заявлениям Аэрофлота заказ скорее всего будет отменён. Для поддержания темпов роста из авиакомпании Россия в парк Победы будут переведены относительно новые Б-737. При необходимости это может сделать и сам Аэрофлот. В течение года Победе прийдется принять решение о смене базового типа с Б-737 на А-320, а лет через 7 задуматься о замене на МС-21.
3. Россия
Перевезено в 2019 году: 11,6 млн. пассажиров (+3,7%)
Прогноз развития на 2020 год: стабильный
В авиакомпании также остро стоит вопрос об обновлении парка устаревающих Боингов, и Аэрофлоту в ближайшие 2 года стоит определиться со стратегией её развития. Надеемся, что замена будет найдена в лице лайнеров российского производства, как к тому обязывает имя авиакомпании.
2. S7 (Сибирь)
Перевезено в 2019 году: 17,9 млн. пассажиров (+12,4%)
Прогноз развития на 2020 год: позитивный
Несмотря на заказанные 11 самолётов Б-737 MAX, 2 из которых почти год стоят на приколе, авиакомпания вовремя сделала основной упор на самолёты семейства А-320. Проблема с Боингами для S7 не критична, и вероятнее всего авиакомпания сможет её решить.
1. Аэрофлот
Перевезено в 2019 году: 37,2 млн. пассажиров (+4,1%)
Прогноз развития на 2020 год: позитивный
Флагманский авиаперевозчик России за год увеличил пассажиропоток несмотря на сокращение своего авиапарка. В 2020 году Аэрофлот наоборот должен нарастить авиапарк за счёт поступающих А-350, Суперджет 100, А-320neo. В очередь за Б-737 МАХ Аэрофлот благоразумно не вставал, посему эта проблема обошла его стороной. Рост авиакомпании ожидается на уровне или выше рынка.
Основным девизом для российских авиакомпаний, задумывающихся о развитии, на ближайшие 10 лет должен стать слоган "Избавляйся от Боинга, осваивай Эйрбас и отечественные самолёты!". Остальные просто уйдут в историю как Трансаэро и ВИМ-авиа.
ТОП 10 наших статей в 2020 году по мнению читателей:
Боингозамещение в России. Процесс запущен
Крупнейшие авиакомпании мира 2020. Итоги 1-го квартала
Топ 25 крупнейших авиакомпаний Евразии 2019
Топ 25 авиакомпаний России за 1-й квартал 2020 года
Почему американские авиакомпании не верят в Боинг?
Новый российский самолёт МС-21. Состояние проекта на начало 2020 года
Самолёт Л-410. Уже наш или ещё чешский?
Самые популярные в мире самолёты с 4 двигателями
Авиапарк России. На чём летали? На чём будем летать?
Кто и как распространяет ложь про российские самолёты