Найти тему
Стив Май

Неужели все учителя плохо работают?

Это не полноценная статья, это ответ на несколько комментариев от моих читателей. За основу я взял комментарий из статьи про "необучаемых детей". Даже в заголовок поместил немного изменённый вопрос из него.

Комментарий
Комментарий

Проблема обучения имеет две стороны (основные): учитель и ученик. Чтобы образовательный процесс пошёл, нужно, чтобы оба в нём приняли положительное участие. Тогда, кстати, никакие министерства и родители не помешают.

По стороне детей я частично уже ответил в той ветке комментариев:

ученики, я бы не сказал, что не воспитаны. Они и "здрасьте" говорят, и "до свидания", и даже "спасибо за урок"... Они отчаялись.

Добавлю теперь про учителей.

Изначально ученики идут в школу реально с желанием учиться. Но на выходе из 4 класса (а часто и из первого), у них поголовная ненависть к этому процессу. Получается, что учитель за неполную пятилетку умудряется избавить ребёночка от тяги к знаниям?

Многие учителя не могут учить. Конечно, они стараются сделать всё, чтобы на самом деле научить детей, но всё равно ни черта не получается. Учитель говорит: делай так-то, и у тебя получится. Ребёнок делает, а не получается.

Почти всегда вместо того, чтобы разбираться, почему не получается, учителя просто заставляют делать больше. Не то, чтобы не хотят разбираться. Не могут. Приходится вместо обучения заниматься имитацией обучения.

Предпосылка ясна - в классе 30+ человек, и каждый чего-то не понимает. А истинные причины, например, того, что малыш в 2 классе не может перемножить два числа, могут быть очень и очень глубокими. На их диагностику и исправление может уйти очень много времени - никак не 1/30 часть урока. Учителю, даже если он это всё понимает и может, просто не хватает времени в рамках фронтального урока. Учителя, которые вынужденно профанируют обучение, очень быстро привыкают к этому процессу на столько, что им начинает казаться, будто так было всегда и так и должно быть.

Конечно, реализовать такой индивидуальный подход можно и в рамках школы с полноразмерными классами. Но не в рамках классического урока с прохождением мимо программы. Я уже писал, что если вы хотите, чтобы все ваши ученики знали предмет, то надо пускать по боку рабочую программу и план урока.

Требуется очень глубокая перестройка самого образовательного процесса.

И вот именного этого учителя не могут сделать. Кому-то, как плохому танцору, ФГОС мешает, кто-то боится родителей и администрации школы, а кто-то вообще не считает, что надо что-то менять, и что нечитающие в 7 классе дети - это нормально, просто им "не дано".

С другой стороны, если бы знать, как перестраивать процесс, то сделать это можно было бы и с сохранением внешних признаков классического урока, тематического планирования и т.п.. Мои читатели уже кое-что об этом знают.

И в заключение вставлю свой же комментарий о системе образования.

По поводу корявости системы образования... Люди сверху не могут зайти в каждую школу и посмотреть, реально учат, или нет. Да, даже если бы могли, что, мы не знаем, как учителя готовятся к проверкам? И тем не менее, они видят, что не так в системе образования. Они видят, что отчёты от учителей на 99,9% - липовые. Всеми силами они стараются если не вывести учителей на чистую воду, то хотя бы показать, что должно получиться на выходе из школы. Именно на это направлены ФГОС и отчёты, которыми "завалили" учителей. Уверяю, если учитель реально учит, то и уроки у него "по ФГОСу" идут, и отчёты составляются за секунды, если вообще не автоматически.