Долго рассматривала экспозицию Франкфуртского Исторического музея:
Бывшая часовня династии Штауфенов (ок. 1120 г.) является старейшим зданием в историческом центре Франкфурта и входит в комплекс зданий Исторического музея (Historisches Museum) на площади Рёмерберг. Экспозиция музея представляет собой подробнейшую энциклопедию городской истории и включает в себя около 600 000 экспонатов и произведений искусства. Музей был основан в 1878 году. Отдельные разделы музея включают в себя художественное собрание, состоящее преимущественно из произведений живописи и графики, собрание текстильных изделий, нумизматический кабинет, коллекцию изделий народных промыслов и коллекцию старинных игрушек...
К бывшей часовне пристроено вполне современное здание.
Музей показался мне провинциальным. Несмотря на бесплатную среду, народу было – вместе со мной! – два человека. Но организован музей хорошо, не перегружен, с немецкой тщательностью и дотошностью объяснена каждая мелочь: вокруг буквально каждого экспоната целое море текста, диаграмм, чертежей и т.п. Тарелка с узором – тут же показано, как узор на тарелку наносится.
Конечно, все сравнивала со своим Историческим музеем. Я смотрю на нашу экспозицию как посетитель, и многое – мне, историку и искусствоведу! – просто не понятно. Аннотаций не хватает, а те, что есть – мало информативны. Сколько раз, идя в свой отдел через залы, отвечала на вопросы недоумевающих посетителей – и не всегда сама знала ответы. Например, выставленная в одной из витрин «винная передача» –что это, для чего?!
Или портреты, висящие высоко под потолком в залах XIX века – кто эти люди? Почему именно их портреты тут висят?
Приставала с этими вопросами к экспозиционерам, получила замечательный ответ: «Посетитель должен приходить в музей подготовленным!». А он об этом знает? Человек, случайно зашедший к нам, потому что пошел дождь, и пришлось убежать с Красной площади под крышу? Какие изумительные концепции излагают экспозиционеры на обсуждениях выставок! Заслушаешься! Но человек, пришедший на выставку, знать об этом не знает. Надо его заинтересовать и просветить, а не ждать, что он придет, проштудировав предварительно Ключевского или Соловьева. В общем, не нашла я взаимопонимания с экспозиционерами.
Но это я отвлеклась от франкфуртского Исторического музея. Понравилась мне там витрина: увеличенная до натурального размера гравюра с изображением какого-то пиршества – что-то вроде нашей «Свадьбы Феофилакта Шанского», а продолжением гравированного стола – стол настоящий, выполненный в перспективе и со всеми приборами, как на гравюре. Вот гравюра со свадьбой Шанского, только на немецкой стол стоял посередине, торцом к зрителю, и его можно было продолжить в реальность:
Еще я попала во Франкфурте на выставку художника Димы. Мне дал приглашение директор Музея икон «Там будет много русских, пообщаетесь!». Я почему-то пребывала в мрачном настроении – наверно, от того, что Е.И. уезжала и оставляла меня одну на пару дней, и ответила ему: «С русскими я и в Москве общаюсь!». Он засмеялся, решил – пошутила. А я не сразу сообразила, каких русских он имел в виду – это были эмигранты последней волны из СССР. Ну, когда все-таки дошла до выставки, сообразила.
Но не сразу сообразила, ЧТО это за выставка и возмущалась: какой-то странный авангард с политическим уклоном! Беспредметная живопись, аппликации из газет, все странное по цвету, иногда даже красиво. Все непонятно. Автор – молодой человек, довольно привлекательный, с нервными пальцами – запомнились именно пальцы. Он бродил как-то отдельно ото всех, и никто к нему не подходил, словно он был окружен незримой оградой.
А потом оказалось, что у него аутизм. Родители уехали в Германию в 1980-х, когда он был совсем маленьким. Мама его тоже была на выставке, совсем молодая, очень энергичная, вся в черном. Сразу стало все понятно – и странные работы, и нервные пальцы, и незримая ограда, и его отдельность – отделенность от мира. И невозможность – для него – посмотреть в глаза другому человеку. Безумно было жаль этого Диму. Пошла смотреть его картины по второму разу – уже другими глазами: это его единственный способ общения! Что он хочет нам сказать?
Было как-то тоскливо: вернисаж, немногочисленная публика, приготовленные бутылки в закутке, посетители маются, не зная, как все это понимать, особенно немцы: на картинах много подписей неровным детским почерком – цитаты из газет, какие-то цифры-годы…
Когда кто-то из посетителей, очевидно, ближе знакомых, протягивал Диме руку, тот послушно давал свою, но убирал мгновенно, резко выдергивал. Не помню, видела ли я в то время «Человека дождя» с Дастином Хоффманом – фильм вышел в 1988-м, но у нас вроде бы стал показываться чуть ли не в 2000-м. Не помню! Дастин сыграл очень похоже.
Нашла этого художника в интернете - Дмитрий Васильевич Ракитин - DIMA. В 2010-м году у него была выставка в Баку!
Дмитрий - в центре (тогда был с пышными темными волосами).
DIMA родился 28 мая 1961 года в Москве, его родители историки культуры. В 1985 семья переехала в Германию, позже они перебрались в Париж. DIMA - художник-аутист, его работы есть в нескольких музея в России и за рубежом...
Получается, что Диме в 1997 году было уже 36! А мне он показался совсем юным, лет 20-25. Надо же! А картины узнала сразу, а ведь столько лет прошло...
(Все фотографии из интернета)
Похожие статьи:
Тюбинген 1995 - Часть 1, Часть 2, Часть 3
Марбург 1991 - Часть 1, Часть 2, Часть 2
Бельгийские впечатления. 2002-2003
Утрехт 1996 - Часть 1, Часть 2
Франкфурт-на-Майне - Часть 1
Подписывайтесь на мой канал и читайте заметки о книгах, фильмах, живописи, реставрации и просто о жизни!