Найти тему

ВПЕЧАТЛЕНИЯ, И МЫСЛИ О ВИДЕО ПОСВЯЩЕННОМ РОЛИ ЖЕНЩИНЫ, В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ


.

Из последних философских видео, наиболее, понравилось видео о роли женщины в философии, (и художественный фильм, и круглый философский стол) и все выступившие на нем девушки, включая и Дарью Дугину. Побольше бы ты таких видео, женщины тем и ценны, что делают философию более жизненной, мертвые, старые философские силлогизмы заставляя работать иначе , оживленнее и неожиданнее. А больше всего меня зацепил самый последний рассказ, о маге, мистике , и теологе Агриппе Нестенгеймском написавшем трактат, с названием Почему женщина по природе выше мужчины? Задумался я после этого интересного повествования, в котором средневековый мистик пишет много и о женской внешней красоте, (превосходящей, с его точки зрения мужскую), в ком же больше красоты в мужчине, или в женщине? Может быть, как мало похожий на других , но все же классический мужчина , скажу что в мужском, в моем личном понимании, больше красоты, хотя мужская красота - потому и иная, чем женская, что она проявляется в области духовного или волевого устремления , вложенного в мужчину природой , и одновременно превышающего природное. С этой точки зрения, как бы не покоробил мой пример, даже в скандальном Александре Емельяненко , изнасиловавшем свою уборщицу, (и за это, судимом), больше красоты, чем в его невольной жертве.

Хотя, посмотришь на Александра Емельяненко, бандит бандитом, пока он не выйдет на ринг, пока в нем не обозначится это самое духовное устремление , в его мышцах, движениях, и даже в мимике. О чем все это говорит, на какую философскую тайну это указывает? В мужской красоте читается предел природы, финализм , я бы сказал, есть в ней силовое устремление в область духа, то есть, в ней читается надприродное начало. В женской красоте - этого нет. В ней есть не столько предел, сколько афоризм природы, ее лаконичная формула, не конец природы, а , больше, ее олицетворенное, гармоничное (приятное мужчине) начало. Можно привести и другой пример, Антиноя. Антиной это ведь не просто красивый мальчик. Это символ, один из символов ступеней духа, в образе его носителя. В его образе, не просто гармония, в нем обозначен и предел, обозначена максима. Смотришь на него, и думаешь, какие могут быть еще красивые девушки, после Антиноя, - первого предхристианского подснежника языческого Рима?

Впрочем, к разговору об Антиное я вернусь ниже.

Все это наталкивает на какую- то, тайну в разговоре о красоте, или, на самый сложный разговор о ней. Что есть в мужской красоте? В ней есть накая финальность, некая динамика , некое духовное или волевое устремление , и запечатленное в его природе и теле, и одновременно - выходящее за пределы природы, за пределы земной жизни, (хотя тем самым и за пределы смерти), потому в ней есть монументализм, и есть героика. Даже одно видео боя с нунчаками героя Брюса Ли и его соперника (из фильма Игра Смерти) впечатляет красотой. Да и кто из двух соперников , более красив? Оба красивы, оба героичны . Но ценно в этом видео не просто некая красивая драка, или хорошо , на грани искусства, поставленный бой.

Ценно то, что оба буддисты.

Не знаю как герой Брюса Ли, а его оппонент, охраняющий буддистский храм, точно буддист. В философии буддизма важно не останавливаться в постижении вещей, не отличать победу от поражения, пройти свой путь, свою карму, свою судьбу до конца . Почему? Потому, что поражение есть остановка на пути к истине . Если же ты, не перед какой силой не останавливаешься, у тебя нет и поражений. Соперник героя Брюса Ли погибает, но тем самым он более полным образом проживает бой, чем Брюс Ли, который у него этот бой выигрывает, более того, своей смертью, своим поражением (тем что он полностью прошел свой путь воина до конца ) он отдает свою обреченность и Брюсу Ли, (то есть, его герою) который остается победителем.

Это невольно читается в фильме.

Возвращаясь же все -таки, к разговору о красоте, в мужской красоте есть монументальность, может быть, потому, что дух только в ней и находит свои очертания, и узнает себя в человеке, даже если и делает человека обреченным. С этой точки зрения, мужская красота, все-таки, выше, красоты женской. Впрочем, к разговору о женской красоте я еще вернусь.

Итак, что такое мужская красота?

Это и устремление духа, и некий предел природы , тот предел, в котором природа все таки удерживается, но вместе тем, всегда выходит на грань, чего -то иного, на грань духовного. Как было сказано, (по примеру видео с боем Брюса Ли ) соперник Брюса Ли погибает, но тем самым, обрекает и своего победителя. Обращаясь же к христианству, Христа распинают , но этим же распятием Господь и обрекает мир, и одновременно спасает мир. Потому что в распятии цикличное время римлян и греков вдруг выпрямилось, и направилось к финализму.

И в красоте Антиноя уже был свой предел, а что тогда сказать о красоте Христа?

Кто может быть Христа прекраснее? В образе прекрасного Христа, духовная полнота Вечности, выразила себя целиком. Но и красота Христа говорит о финальности, не только о финальности, но и об обреченности земного, несовершенного мира - потому, Иисус Христос и воскрес на третий день - из мертвых, дав надежду и людям на спасение.

Итак, мужская красота динамична и предельна.

В ней некий предел природы, обозначил себя - выйдя к проявлению духовного. Мужская красота обозначаема либо в действии, как в переходе (потому, и Александр Емельяненко внешне похожий на бандита , на ринге преображается в воина) , либо в переходе, как действии духа, говоря например о красоте спокойного, или даже внешне пассивного, и обреченного Антиноя.

Но и Антиной пассивен не как женщина.

Пассивен и обречен Антиной потому, что в нем природа достигла максимы , совершив свое действие, этим действием обрекая Антиноя не только на смерть, но и на бессмертие. В конце концов, Антиной и погиб, что бы стать бессмертным. Бессмертным Антиной стал в своем прекрасном образе - как в ступени духа древних римлян и древних греков (ступени их культурно- религиозного самосознания.)

Это важно понимать в разговоре и об Антиное и о римлянах .

Еще раз повторю, мужская красота, это либо действие, (в котором эта красота обозначается) либо переход , совершаемый самой природой в некую область иного, и духовного. Если мужская красота выражает себя в действии, как в переходе, (говоря например о воине, философе, или даже обычном рабочем) , или в переходе природы как в действии, (говоря например о красоте Антиноя) женская красота - напротив полнее всего выражает себя в покое, даже в пассивности.

Женщина красива , когда она спокойна, поскольку, женщина красива сама по себе.

В женщине, природа не только выразила свою гармонию, но и очеловечилась, (с этой точки зрения , можно даже сказать, что женщина и есть вочеловеченная природа.) В женской красоте нет финальности, нет напряжения , нет устремления к концу, или перехода, во что- то, напротив в ней есть возвращение к началу, к некоему чистому началу жизни. Этим чистым началом жизни (которое возможно потерял мужчина), женщина и прекрасна. И потому мужчина и любит женщину. В этом состоит она из загадок мужской любви.

Кто красивее мужчина или женщина? ..

Или, кто умнее мужчина или женщина? Кто выше, или лучше? Я бы дал христианский ответ, и коснулся бы святости и гениальности, поскольку, и мужчина и женщина в одинаковой степени могут стать и святыми, и гениями. Среди гениев были не только мужчины, но и женщины, как и среди святых, были и женщины и мужчины .

Что же делает возможным и женскую, и мужскую гениальность?.

Мужчине открыта гениальность потому, что он более от природы интеллектуален, хотя и рационален. А женщине открыта гениальность потому, что у нее более интуитивный, и более медиумический ум (тому примеры и Елена Блаватская, и Софья Ковалевская, и Татьяна Горичева, и София Губайдулина) , в той мере, в какой интуиция - медиумична.

Это первое, что можно сказать.

Но женщине открыта и святость уже потому, что женщина мать, и через начало материнское , женщина связана с Богом. Благодаря тому, что женщина рожает детей, женщина открыта иным мирам, ибо рождение ребенка – есть уже чудо.

Ибо Чудо - проявление нездешнего в здешнем.

Мужчина же открыт святому - благодаря активному духовному началу. Именно, с этой точки зрения мужчина и женщина равны. По крайней мере, если в мире это равенство бывает ложным, и уродливым, то в Боге это равенство обретает истину и красоту.

На этой мысли я бы, пока и завершил этот сложный разговор.