Греческая мифология, как мы уже могли убедиться, является неисчерпаемым источником сюжетов для творцов самых разных эпох. Сегодня речь пойдёт об истории Лаокоона, не самом распространённом, но всё же весьма интересном сюжете.
Лаокоон - персонаж, связанный с мифом о Троянской войне. Главное, что нужно знать о нём - это то, что, будучи прорицателем, он предостерегал троянцев принимать в подарок знаменитого коня, с помощью которого и была одержана победа данайцами. Именно за это боги и покарали его, отправив змея, убившего как самого Лаокоона, так и его сыновей. Однако стоит иметь в виду, что миф дошёл до нас в различных вариантах, при сохранении основной линии повествования, в них меняются различные детали - то оказывается, что Аполлон был давно зол на Лаокоона и использовал подвернувшийся шанс, то сам провидец оставался в живых, а умирали только его сыновья и так далее.
Особую известность этот миф получил благодаря скульптуре периода эллинизма, созданной родосскими мастерами. Найденная в XVI веке, работа произвела настоящий фурор, вдохновив многих художников на создание произведений на этот сюжет, среди которых самой яркой, пожалуй, является картина Эль Греко, написанная в 1610 году.
Обратимся к античной скульптуре. Сама по себе - она прекрасный репрезентант скульптуры периода эллинизма. Крайне динамичные, закрученные позы персонажей, максимальная открытость скульптуры зрителю. Также интересен и своеобразный "двойной" постамент - на одном находится Лаокоон со своим сыном, на другом - второй сын провидца. Благодаря этому приёму скульптура вступает со зрителем в своеобразную игру, в которой стремится растворить границы между объективной реальностью и пространством самого произведения. Миф о Лаокооне происходит здесь и сейчас, прямо перед нами.
Дополнительно эта реальность подчёркнута также и самой работой с мрамором, предельно реалистичным изображением обнажённого человеческого тела и эмоций. Задача показать зрителю, что происходит с героями произведения. Но к чему вся эта демонстрация? От чего именно стремятся предостеречь нас скульпторы?
Данная работа - один из примеров произведения искусства, остающегося непонятным без контекста. В данном случае, разгадка заключается в самом мифе о Лаокооне - по сути, перед нами демонстрация того, что происходит с человеком, стремящимся противостоять божественному фатуму. Драма провидца заключается в том, что Трое суждено пасть, и он не может ничего с этим сделать. Его борьба бессмысленна и несёт с собой исключительно боль и страдания, в первую очередь для него же самого.
Скульптура Лаокоона ярко отражает в себе все упаднические настроения эллинистического мира, который наблюдал распад и разложение Империи Александра Македонского, в купе с утратой ценностей классической античности.
Запечатлела ли картина Эль Греко то же отчаяние? И да, и нет. Интересно сразу заметить, что художник своеобразным образом следует за попыткой актуализации мифа, выполнявшейся в скульптуре через целый набор отмеченных приёмов. В пространстве картины же эта актуализация решена с помощью помещения на задний план вполне конкретного узнаваемого городского пейзажа - мы видим Толедо, хорошо знакомый как художнику, так и зрителям того времени.
Человеческие фигуры вынесены на передний план и показаны с нарушением пропорций, в целом мазки создают ощущение некоторой размытости. То есть мир, в котором существует миф противопоставлен городу. Герои мифа, по сути, открывают перед нами сущность города, сущность современной Эль Греко жизни.
Благодаря этому, персонажи читаются не столько как Лаокоон с детьми, сколько этапы борьбы, составляющей сущность всей нашей жизни. Это попытка перерасти эту борьбу и вырваться из неё, свойственное молодости, это смирение и продолжение борьбы скорее по привычке в старости и следующая за этим смерть, с которой заканчивается и битва.
При этом если в самом мифе божества выступали как инициаторы борьбы, заинтересованные в поражении человека, то в картине Эль Греко, они, скорее, являются простыми наблюдателями, беспристрастными и, казалось бы, мало заинтересованными в том, как закончится поединок. Бог здесь - это тот, кто отказывается от своих земных притязаний, отрывается от бессмысленной борьбы.
Картина Эль Греко, таким образом, оказывается произведением как бы перерастающем границы мифа, которому точно следует скульптура. Из предостережения о том, что случается с людьми, бросающими вызов силам, превосходящим их по масштабу, произведение художника позднего Возрождения превращается в философское высказывание о сущности жизни, о её земных, низменных и возвышенных, божественных свойствах.