В детстве мы ставили «Гамлета». Я, Макс, Дима, Тема. Итальянские семьи враждовали на трубах отопления, разрезавших сибирский дачный лес. Все затевалось ради таких же как мы пятнадцатилетних актрис Веты и Оли. Сестра Димы, мелкая еще Аня, тоже напросилась. Мы дали ей роль Йорика. Она долго ждала своего диалога. От скуки взяла Шекспира, втянулась, вывела нас на чистую воду. Чтение – не только свобода, но и ответственность. С этой истории я начал дискуссию в рамках Областного семейного форума в ГПНТБ СО РАН. Беседовали о перспективах родительского просвещения.
Среди двух десятков экспертов – три отца. «Девушки, дайте вашим мужьям право на воспитание – это ведь не только ваши дети!», - сказал один из них. Дамы, в основном, из библиотечной системы. У одной пока никого. У остальных – двое, трое, внуки… Выступающие сплотились: чтобы ребенок читал – нужно читать вместе с ним. Истина непреложная. Но, похоже, плечом к плечу читают только сказки. Детское счастье единения заканчивается вместе с началкой. В отрочестве дети уходят от родителей в «самоволку». Благообразные папы и мамы приманивают Владиславом Крапивиным, Жюлем Верном, Джеком Лондоном, а их отпрыски, отринув фолианты из семейного золотого списка зачитываются «дурацкими» Майнкрафтом или комиксами. Провал сложившихся связей (во многом из-за негативной оценочности родителей) фиксируют не только дома, но и в школьных библиотеках. Их фонды пополняются редко, ветхие приключенческие святыни лежат невостребованные. В 10-16 лет, в этом вот нежном возрасте, очень уж трепетно относятся к быстротечной моде на идеологии. Tik-Tok, вселенная Marvel, ютуб-путеводители по играм дают надежду, что будущее удивит, окажется ничем не схожим с бессмысленным утомительно рабоче-домашним настоящим родителей.
Исключения только подтверждают правило. Хотя, флуктуации на такой ограниченной выборке заслуживают отдельного разговора. Скажем, внук писателя и сын методиста в свои 11 пишет от руки сказки, читает английских классиков в оригинале. Ровесник, сын инженера, ежедневно по вечерам читает вслух своим родителям. Двенадцатилетний сын библиотекаря рисует комиксы. Дочь педагога увлечена историей искусства. А вот во вверенные родителям библиотеки чаще приходят мелкие и старшеклассники. Восьмой класс требует «Войну и мир» (едва ли успевает прочесть, тем более – понять). Ребята из выпускных – по длинному списку внеклассного чтения. В этом возрасте они уже «себе на уме» - некоторые играют в интеллектуалов, другие давят на масс-культ. Время упущено.
Что предпринять, чтобы дети считались с родителями? Надо с ними считаться! Буквально, читая вместе. Логично, требуя, разделять идеи и тоже соответствовать высокой планке. Хочешь, чтобы ребенок читал - читай сам. Жаждешь обсуждения – не требуй первого шага, начни с себя. В доме, в школе, в лагере должна складываться ситуация вынужденного чтения. Это когда, скажем, час в день, по вечерам, вся семья отключает W-Fi и телевизор, садится в любимые кресла и предается книгам. В формировании книгопригодной личности не обойтись без театра, в который, конечно, ходить нужно вместе – разделить эмоции и открытия, обсудить, запомнить мгновения совместного счастья. Это же относится и к семейному театру.
По-хорошему, стоит проложить мостики от личной и такой притягательной истории (раритетные книги дедов) до сверхновой (ютуб обзоры книжных новинок, мучительный выбор заказов на Лабиринте). Проложить можно и вполне «кликабельные» собственными ногами маршруты по родному городу – опираясь на работы Игоря Маранина или Константина Голодяева. А в итоге не только исходить родной город, но и заняться изучением наследия литераторов, ученых, общественников Новосибирска.
И главное – нужно чаще читать с папой.