У седьмого римского царя, Луция Тарквиния Гордого, было три сына: Тит, Аррунт и Секст. И ещё дочь, Тарквиния, которую отец выдал замуж за своего союзника — диктатора Латинского союза Октавия Мамилия. Однажды во время пира во дворце произошло зловещее событие: из деревянной колонны выползла огромная змея. Местные жрецы и прорицатели не смогли дать внятного ответа о смысле этого знамения, поэтому царь послал двоих старших сыновей и племянника Луция Юния в Грецию, в город Дельфы. Сыновья царя всю дорогу потешались над Юнием и даже дали ему прозвище Брут (буквально «тупица»). Откуда им было знать, что именно под этим именем их родственник войдёт в историю и станет основателем знаменитого рода Брутов.
Дойдя до оракула, сыновья решили задать ему куда более насущный лично для них вопрос: кто станет следующим царём? Оракул дал ответ: «Верховную власть в Риме получит тот, кто первый поцелует мать». Царевичи тут же отправились домой. Чтобы не вышло ссоры между родными братьями, они решили бросить жребий, а младшему вовсе не говорить об ответе оракула. В это время хитрый Брут вышел из храма и тут же поцеловал землю. Младший из царских братьев тем временем работал засланным казачком во вражеском стане.
Римские войска никак не могли взять штурмом город Габий, не желавший присоединяться к Риму. Осада также не привела к успеху. Однажды в город тайком пробрался Секст, младший сын Тарквиния. Он рассказал габийцам, что был вынужден бежать, опасаясь жестокости своего отца. Жители Габия ему охотно поверили и дали под начало отряд воинов. Секст успешно воевал против своих соотечественников и прославился храбростью во время вылазок против осаждавших город войск. В конце концов, он возглавил городской гарнизон. По совету своего отца, Габий расправился с самыми видными и опасными для римлян горожанами, после чего сдал город своему отцу. Армия Рима не стала грабить и разрушать Габий, Тарквиний отдал его во владение Сексту.
Через некоторое время римляне затеяли войну с племенем рутулов и осадили их столицу Ардею. Царские сыновья и двоюродный племянник Тарквиния, Луций Тарквиний Коллатин, пировали в военном лагере. Между ними случился спор о том, чья жена самая красивая. Коллатин предложил не спорить, а прямо сейчас отправиться в Рим и убедиться своими глазами, что его Лукреция всех краше. В это время жёны царских сыновей веселились во дворце, а добродетельная Лукреция сидела дома и пряла пряжу. Приехавшая в сумерках компания родственников встретила радушный приём. Все согласились, что Лукреция и в самом деле красавица. После этого молодые люди вернулись в военный лагерь.
Через несколько дней тайком ото всех Секст Тарквиний пробрался в дом Коллатина и, угрожая мечом, обесчестил Лукрецию. Девушка отбивалась, но хитрый Секст сказал, что он не только убьёт её, но и прямо сейчас зарежет самого уродливого из домашних рабов, после чего положит его в постель Лукреции и скажет, что застал их как любовников и был вынужден убить обоих, спасая честь своего родственника Коллатина. Чтобы избежать такого позора, она должна покориться ему. Когда Секст ушёл, несчастная Лукреция послала вестников к отцу и мужу. Вскоре в дом Лукреции явились её отец Спурий Лукреций, вместе с другом — Публием Валерием Публиколой, а также её муж Коллатин с встретившимся ему по дороге Брутом.
Лукреция рассказала им о случившемся, после чего выхватила припрятанный нож и покончила с собой. По словам римского историка Тита Ливия, Брут взял этот окровавленный нож и сказал: «Этою чистейшею прежде, до царского преступления, кровью клянусь — и вас, боги, беру в свидетели, — что отныне огнем, мечом, чем только сумею, буду преследовать Луция Тарквиния с его преступной супругой и всем потомством, что не потерплю ни их, ни кого другого на царстве в Риме». Его клятву повторили Коллатин, Лукреций и Валерий. Тело Лукреции вынесли на площадь, там собрался народ, и Брут рассказал всем о возмутительном поступке сына царя.
Вся местная молодёжь под предводительством Брута похватала оружие и отправилась в Рим, свергать царскую власть. На форуме собралась вооружённая толпа, Брут произнёс зажигательную речь, в которой припомнил царю Тарквинию все прегрешения.
В том числе и масштабное городское строительство в Риме, из-за которого, по словам Брута — «римляне, победители всех окрестных народов, из воителей сделаны чернорабочими и каменотесами». В конце он рассказал о преступлении Секста, сына Тарквиния.
Читайте также: Почему древние греки не создали империю подобную римской?
Горожане избрали вождями Брута и Публиколу, а царь, находившийся в это время в военном лагере под Ардеей, был заочно присуждён к изгнанию. Римляне решили — хватит с них царей. С тех пор ими правили консулы, избираемые гражданами Рима.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев