К зачету по геологии лучше всех подготовился преподаватель Растерян. Мало того, что всех ждала зачетная работа в письменной форме, так еще и многим студентам предстояли дополнительные вопросы, полученные в семестре за излишнее любопытство относительно своих контрольных работ.
Растерян поставил студентам жесткие условия: либо сдать зачет с первого раза, либо пересдавать его через неделю. Второй вариант означал недопуск к сессии, а значит и пропуск как минимум одного экзамена. Растерян предложил неподготовленным студентам его не донимать, а сразу отправиться домой. Те, кто повелся на этот трюк преподавателя, за пять минут соорудили себе серьезные проблемы в будущем. Ведь пропустить экзамен - это значит оставить себя без стипендии сразу, потому что все пересдачи проходили после окончания сессии. Таким образом, студент, не успевший сдать экзамены вовремя несмотря на свои хорошие оценки на пересдачах оставался без денег на последующий семестр.
Растерян позиционировал свое предложение как шаг навстречу студентам, обманчиво обещая им, что если студенты не будут его злить, то получение зачета будет происходить значительно проще. Однако, это был шаг в пропасть для студентов, нежелание перебороть свой страх перед нагловатым преподавателем.
Зачет по геологии был ярким примером психологического давления, это был своеобразный естественный отбор, устроенный преподавателем, идущим по обратному пути развития трудов Дарвина.