Продолжение:
Проповедь:
Это устная или письменная речь священника, содержащая разъяснение вероучения или рекомендации по поведению.
Мне говорят, что проповедь должна быть вот такой. Я много раз спрашивал – почему? Мне никто никогда не ответил по существу. Когда я приводил в пример проповедь Павла в Афинах, то это было как шарик об стенку. Слепые – вожди слепых – те, кто следует общепринятой трактовке просто потому, что такая есть и она общепринята.
Почему проповедь должна начинаться или оканчиваться молитвой? Я помолился перед выходом на кафедру, и помолился тайно. Каждый про себя тоже может помолиться, чтобы услышать то, что ему необходимо.
И когда молитесь, не подражайте лицемерам, которые предпочитают молиться на виду у людей: в синагогах, или останавливаясь на перекрестках дорог. Уверяю вас: они уже получают награду свою. Ты же, когда захочешь помолиться, войди в комнату свою и, затворив за собой дверь, тайно помолись Отцу твоему, и тогда Отец твой, Который видит тайное, воздаст тебе явно. Молясь же, не пустословьте подобно язычникам, которые полагают, будто благодаря многословию своему будут услышаны. Мф. 6:5-7
Хочет проповедник публично помолиться – наверное пусть молится, если община не против. Не хочет – его дело. Проповедь от лекции на самом деле не отличается ничем. В обоих случаях используется по мере сил слово, интонация и жест. Водительство же Святого Духа – вещь абсолютно непредсказуемая.
Аудитория – тем более не отличается. И там и сям могут быть как верующие, так и неверующие. Место чтения проповеди – то же самое, может быть как культовое сооружение, так и арендованный актовый зал в доме культуры, можно и просто в чистом поле, если погода позволяет.
Тема – по сути, тоже может быть любой. Пожалуй, единственное отличие – тема должна быть посвящена именно данной религии. И то спорный вопрос. Книги Библии Есфирь, Руфи или Песня Песней – сами по себе, какой именно религии они касаются? Да никакой. Первые две – просто восточные сказки, а третья – допустимая эротика. И все.
Так что вот так – нет никаких отличий проповеди от лекции и быть не может. Все это выдумки ничтожных людей, которые, как выразился Павел, ничего не делают, а суетятся.
Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. 2 Фес. 3:11
Более того, если мы почитаем проповеди знаменитых проповедников, то увидим, что это всего лишь личные рассуждения, напрямую на библейском тексте не основанные. Например, перечисление семи смертных грехов, или имен волхвов, пришедших поклониться новорожденному Иисусу, или какие бывают ангелы.
Молитва:
Это по существу единственный способ общения с Богом. К Нему - молитва, от Него – откровение. Для такого общения никакой религии не нужно. Мы просим, благодарим или делимся тем, что нас волнует в данный момент. Молитва – акт исключительно личный, в смысле не коллективный и тем более не показной.
Можно целый день как бы в молитве закатывать глаза к небу и повторять что угодно, например: «Как велик ты Господь» или «Отче наш, сущий на небесах», но это все будет не более чем самопрограммирование, самовнушение.
Не тоже ли самое, к примеру, молитва кришнаитов: «Ом мани падме хум», или скандирование речевки: «Спартак чемпион». Это все бездумные мантры, которые рассчитаны именно на самовнушение.
Или как наставляют солдат, как им вести себя при попадании в плен: «сержант Сидоров, сухопутные войска, личный номер 1247». Это ведь действительно помогает переносить боль и страх, именно за счет самовнушения. Многократное повторение одной фразы, по существу какой угодно, вводит психику в измененное состояние.
Но это ничего общего с верой в Христа не имеет. Ведь сказано: молитесь тайно, молитесь кратко и мы не знаем о чем молиться.
А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны… Мф. 6:7
И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Мф. 6:5,6
Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Рим. 8:26
Тайно – не надо публично, напоказ, поскольку это не более, чем словоблудие.
Кратко – критерий расплывчат, но есть пример – Отче наш. Вот сколько слов в этой молитве примерно столько же должно быть и в нашей.
Не знаем о чем – по существу в молитве мы или настраиваем сами себя, или формулируем наши нужды, или благодарим за что-то, или чего-то просим, то есть проговариваем вслух то, что нас в данный момент волнует.
Если молитву использовать по-другому, то есть не тайно, не кратко и не по внутреннему побуждению, то она будет частью эмоционального настроя, коллективного программирования, а не попыткой общения с Богом.
Молитва – это обращение к Богу. Ответит или нет, а если ответит то когда и как именно, ведомо одному Ему, мы можем только надеяться и повторять свои к Нему обращения.