Древние эпохи покрывают тысячелетний промежуток времени и относятся к истории тех мест, где на протяжении веков росли и множились корни казачьего племени, где из рода в род нарождались, жили и умирали наши предки. Когда две разнородные группы, Касаки и Меото-Касары, начали взаимное слияние воедино и заложили основное ядро нашей народности.
Прежде всего надо сказать, что от времени первоначального появления в истории нашего имени нас отделяет не меньше двадцати веков. Поэтому очень важен вопрос об источниках, о материалах, положенных в основу описания такого старого времени.
Память о прошлом нашей степи сохранилась в немногочисленных записях соседей современников, да в предметах материальной культуры, обнаруженных при археологических раскопках, в частности, и в наших степных курганах. Нужно признать, что это не достаточно обильные данные для того, чтобы по ним составить подробную историю того времени. Они дают только общий облик явлений, происходивших когда то на казачьих землях. Тем более, что не всегда удается получить в распоряжение нужную и исчерпывающую литературу по каждому вопросу. Но драгоценное свойство всего доступного письменного материала заключается в том, что в нем помещено множество названий племен и народов, обитавших в степи, причем вспоминаются они во взаимной связи по времени и месту.
Таким образом, несмотря на туман веков, восстанавливается история зарождения казачьего рода, проявляются силуэты Скифов Сака, Касаров, Касаков-Касагов и др. Это крепкие звенья, связующие Казаков с их далекими предками.
Многое можно узнать и по археологическим открытиям последнего века. Места покинутых городищ, покрытые пластами новой многовековой почвы так же, как степные погребения, наши курганы, точно определяют отдельные этапы исторических путей казачьих прародителей. Мало этого, предметы, изъятые при раскопках, дают представление и о повседневном быте степняков, о незамысловатом комфорте, созданном руками местных и греческих ремесленников, о художественных вкусах, об украшениях, костюмах, оружии.
Во многих случаях основные черты выкопанных предметов находят свое отражение в современности. Такова, например, конструкция глинобитных хат-землянок; таков крой скифского кафтана, сохранившийся в казакине - теплушке наших дедов, а отчасти и в черкеске. Это заметил еще в 1864 году русский академик Стефани. В казачье-кавказском оружии повторяются фасоны скифских кинжалов и открытые черенки аланского палаша и сабли из курганов. Они не имеют крестовин или охранных дужек так же, как и эфес нашей шашки. Все это ничто иное как освященные тысячелетиями образцы снаряжения, перешедшие от неизвестного воина, нашего предка, к нам самим.
Таков язык предметов, хорошо понятный археологам. Его дополняют описания старинных авторов.
Памятники древней письменности сообща с археологией дают представление и о духовных влечениях наших предков. Следует вспомнить степную религию Скифов или распространенное среди оседлых Меотов почитание Жизнеподательницы Афродиты, как очередные ступени духовного развития на пути к христианству.
В описанных Геродотом военных приемах Скифов, в изматывании противника неожиданными нападениями, в быстроте движения вперед, назад, в сторону, уже чувствуется зародыш подвижной казачьей лавы, готовой рассыпаться во все стороны и загреметь копытами в бегстве,
только для того, чтобы вскоре, снова сомкнувшись, ударить на врага в ином месте.
Тоже и на море. Смелые походы через Понт Эвксинский к берегам Малой Азии, при участии меотийских воинов, начали в III в. Остготы. Потом они возобновляются организованные уже Казарами. Кончают же их Казаки с Дона и Днепра в таких же утлых ладьях и по тем же самым маршрутам в ХѴІ-ХVII в.в.
Особый смысл имеет краткий анализ условий появления на Кавказе славянской речи. Ведь, Меото-Касаровцы «языка славянского» - одна из наиболее значительных составных частей казачьего рода. Русские летописи относят Меотов к потомству Иафета, сына Ноева, наравне с другими племенами Кавказа. Та часть из них, что пользовалась славянским языком, не входила в обще-славянский культурный комплекс, а шла совсем отдельными, своими, путями Сохраняя азиатскую, «варварскую» сущность, Меоты все же принадлежали к миру античной Эллады.
Меоты были оседлым народом. Их поколения долго пользовались благами мирной жизни. Но когда им около столетия пришлось скрываться в горах, каждый должен был взяться за оружие. Оседлая мораль и зарождающееся христианское миролюбие уступили место воинственности и беспощадности. В обстановке непрерывной войны перед каждым вставал вопрос: погибнуть или самому перейти в нападение. В тех условиях иначе невозможно было бы прожить. Поэтому к войне привыкали с детства.
Но, обратившись в суровых воинов, Касаровцы сохраняли неизменный социальный инстинкт, тяготение к организованному общинному правопорядку. Потому и родилась мысль возродить свою Казарию на новом месте.
Вопрос о причинах и обстановке зарождения Казарии -Хазарии, ввиду бедности материалов по этому вопросу, здесь дан только, как наиболее возможное разрешение интересной и важной для казачьей истории «казарской загадки», но нужно заметить, что взгляд на жителей Касарии, будущих Черкасов, как на основателей Казарской империи, совпадает со мнением английских этнологов. Кроме Касаров, Касаровцев в то время на Кавказе не было никого, кто бы носил в своем имени такой отчетливый зародыш названия будущей Казарии.
Вначале это имя (Касаровцы) носило исключительно территориальный характер, а после оно стало приобретать и более широкое этнологическое значение. Оно вобрало в себя некоторые скифские племенные названия, но все же, после падения Каганата, мало кто, кроме бывших Касаровцев, жителей Приазовья, сохранил за собою прозвище Казаров.
Начало Средних веков для народов, населявших наши степи, складывается в историю Казарского или Хазарского Каганата.
Г. В. Губарев. Книга о Казаках. Материалы по истории казачьей древности.
Продолжение темы:
На разных языках одно и то же собственное имя -- Ас-Саки, Кас-Саки, Казахи т. е. Казаки
Боевой казачий генерал Быкадоров И. Ф. о происхождении Казаков.
Уникальное наследие от древних предков казаков -- старейшая крепость Восточной Европы.
А что мы знаем о Восточной Казакии? Откуда появились казаки в Средней Азии?
Свастика (ярга) -- священный символ наших древних казачьих предков.
Донские казаки, в большинстве своём не знают, кто были их предки.