У меня были сомнения по поводу этой работы. Писать о ней пошаговую статью или не писать? Ведь тут могут и гнилые помидоры прилететь!
Но вчера мне пришло письмо от Международного союза акварелистов: этот портрет прошёл на выставку в Московской галерее. Поэтому, думаю, никакие помидоры меня не расстроят.
Итак, поговорим ещё раз о бумаге. Сегодня в поле моего зрения многослойность. Хочу развеять стереотип, что после третьего слоя в акварели начинается грязь. Это не так, если вы пользуетесь профессиональной хлопковой бумагой!
Ещё одна ремарка: иногда я работаю урывками, поэтому за один раз не прорабатываю весь лист. Это мои обстоятельства, у вас может быть иначе.
День первый
Смачиваю лист с двух сторон и покрываю первым слоем голову. Можно было бы пойти дальше, заложив одежду и фон, но времени не хватило.
День второй
Снова полное смачивание. Рисую тени на лице, намечаю волосы и подложку для одежды. Внезапно лицо становится совершенно не похожим на модель, оно будто вытягивается. Это от отсутствия фона и глубоких теней.
Итак, голова проработана двумя слоями, одежда – одним. Фон не тронут.
День третий
Смачиваю весь лист и работаю с головой и одеждой. Когда лист подсыхает, смачиваю его только вокруг контура фигуры и заливаю первым слоем фон.
Получаю тремя слоями написанную голову, двумя – одежду и одним слоем – фон.
День четвёртый
Снова полное смачивание. Уточняю черты лица, волосы, а после подсыхания верхнего слоя бумаги увлажняю область фона и закладываю его ещё раз.
Выходит, что голова проработана четырьмя слоями, одежда и фон – двумя.
День пятый
Тут я работаю по-сухому. Видите, под рабочим листом лежит картон, а не обтянутый пищевой плёнкой планшет. Это значит, что бумага не намочена. По-сухому я детализирую одежду.
В конце сеанса голова проработана так же четырьмя слоями, фон – двумя, а одежда – тремя.
День шестой
Смачиваю весь лист и вижу, что краска с фона размокает и начинает заползать на лицо. То и дело убираю эти поползновения кистью, добавляя тени на волосах, виске и на нижней челюсти. Прохожу по одежде, делаю складки на рукаве. Когда верхний слой высыхает, уточняю ресницы, брови и разрез рта. Увлажняю фон и пишу его третьим слоем. Уф!
Готово!
Пришлось немного поволноваться, когда двуслойный фон стал размываться. Наверное слой краски был уже приличным. Но мне удалось укротить это движение, что дало такой результат: голова проработана пятью слоями, одежда – четырьмя, фон – тремя. Никакой грязи! Многослойность дала мягкую фактуру и свечение.
Итак, материалы у меня были такие:
– краски "Белые ночи" и два тюбика "Рембрандт" (Серая Пейна и индантреновая синяя),
– бумага Saunders Waterford,
– три каллиграфические кисти.
По тегу #акварель_кс вы найдёте все мои мастер-классы: и простые, и сложные. На него можно подписаться!
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.