Найти в Дзене
Акварель с Кирой Салимовой

Рисую многослойный портрет акварелью (Сколько слоёв краски выдержит бумага?)

Оглавление
Маша: 500 лет спустя, акварель, 56х38
Маша: 500 лет спустя, акварель, 56х38

У меня были сомнения по поводу этой работы. Писать о ней пошаговую статью или не писать? Ведь тут могут и гнилые помидоры прилететь!

Но вчера мне пришло письмо от Международного союза акварелистов: этот портрет прошёл на выставку в Московской галерее. Поэтому, думаю, никакие помидоры меня не расстроят.

Итак, поговорим ещё раз о бумаге. Сегодня в поле моего зрения многослойность. Хочу развеять стереотип, что после третьего слоя в акварели начинается грязь. Это не так, если вы пользуетесь профессиональной хлопковой бумагой!

Ещё одна ремарка: иногда я работаю урывками, поэтому за один раз не прорабатываю весь лист. Это мои обстоятельства, у вас может быть иначе.

День первый

Смачиваю лист с двух сторон и покрываю первым слоем голову. Можно было бы пойти дальше, заложив одежду и фон, но времени не хватило.

День первый, голова
День первый, голова

День второй

Снова полное смачивание. Рисую тени на лице, намечаю волосы и подложку для одежды. Внезапно лицо становится совершенно не похожим на модель, оно будто вытягивается. Это от отсутствия фона и глубоких теней.

Итак, голова проработана двумя слоями, одежда – одним. Фон не тронут.

День второй, голова и одежда
День второй, голова и одежда

День третий

Смачиваю весь лист и работаю с головой и одеждой. Когда лист подсыхает, смачиваю его только вокруг контура фигуры и заливаю первым слоем фон.

Получаю тремя слоями написанную голову, двумя – одежду и одним слоем – фон.

День третий, голова, одежда и фон
День третий, голова, одежда и фон

День четвёртый

Снова полное смачивание. Уточняю черты лица, волосы, а после подсыхания верхнего слоя бумаги увлажняю область фона и закладываю его ещё раз.

Выходит, что голова проработана четырьмя слоями, одежда и фон – двумя.

День четвёртый, голова и фон
День четвёртый, голова и фон

День пятый

Тут я работаю по-сухому. Видите, под рабочим листом лежит картон, а не обтянутый пищевой плёнкой планшет. Это значит, что бумага не намочена. По-сухому я детализирую одежду.

В конце сеанса голова проработана так же четырьмя слоями, фон – двумя, а одежда – тремя.

День пятый, детали одежды
День пятый, детали одежды

День шестой

Смачиваю весь лист и вижу, что краска с фона размокает и начинает заползать на лицо. То и дело убираю эти поползновения кистью, добавляя тени на волосах, виске и на нижней челюсти. Прохожу по одежде, делаю складки на рукаве. Когда верхний слой высыхает, уточняю ресницы, брови и разрез рта. Увлажняю фон и пишу его третьим слоем. Уф!

День шестой, голова, одежда, фон
День шестой, голова, одежда, фон

Готово!

Пришлось немного поволноваться, когда двуслойный фон стал размываться. Наверное слой краски был уже приличным. Но мне удалось укротить это движение, что дало такой результат: голова проработана пятью слоями, одежда – четырьмя, фон – тремя. Никакой грязи! Многослойность дала мягкую фактуру и свечение.

Итак, материалы у меня были такие:
– краски "Белые ночи" и два тюбика "Рембрандт" (Серая Пейна и индантреновая синяя),
– бумага Saunders Waterford,
– три каллиграфические кисти.

По тегу #акварель_кс вы найдёте все мои мастер-классы: и простые, и сложные. На него можно подписаться!

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.