Найти тему
алавастровый сосуд

Притча о злых виноградарях (Евангелие дня)

31 января 2020
Пятница 33-й седмицы по Пятидесятнице

И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. И послал в свое время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника. Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали. Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. Что же сделает хозяин виноградника? – Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим. Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших. И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли. (Мк. 12: 1-12)

Данная притча встречается во всех трех синоптических Евангелиях. Под хозяином здесь разумеется Бог Отец. Фигура хозяина, хотя и присутствует на протяжении всего повествования, в итоге оказывается оттененой фигурой возлюбленного сына. Под виноградником имеется в виду Израиль, ветхозаветный народ. Ограда — это закон, непозволявший иудеям смешиваться с окружавшими их языческими народами, их окружавшими. Под точилом стоит разуметь жертвенник, а под башней храм.

Виноградник был вверен хозяином виноградарям, то есть иудейским начальникам, учителям, первосвященникам, членам синедриона. То, что хозяин отлучился, означает, что Господь вверил им всю полноту власти над иудейским народом, ожидая от их учительства и управления благих плодов. Слуги, которых затем посылает хозяин, чтобы "принять от виноградарей плодов из виноградника", суть ветхозаветные пророки (например, Михей, Осия, Исаия, Даниил, Иезекиль). Но злые виноградники одного "схватив, били", другому "разбили голову", а третьего и вовсе убили. Не трудно заметить градацию беззаконий, совершенных над слугами: озлобленность и бесчестие виноградарей, израильских начальников только росла в вид их безнаказанности. Но Бог, будучи долготерпении и многомилостив, в конечном счете хозяин посылает "сына, любезного ему" в надежде, что "постыдятся сына". В отношении Бога Отца эти слова не выражают Его незнание относительно того, что случится; Он сказал это, выражая то, чему надлежало быть, то, как следовало бы поступить израильским начальникам. Последним посланником Отца к иудейскому народу был Сам Единородный Сын Божий Господь Иисус Христос. Он именуется наследником, так как всё предано Ему Отцом (Мф. 11:27). Но начальники вывели Его за пределы виноградника, то есть Иерусалима, и убили, распяли. Другие делатели — апостолы и их преемники.

Значимость фигуры сына, которая во второй части притчи выходит на первый план, подчеркивается образом камня, который "отвергли строители", но который "сделался главою угла". Этот образ Христос заимствует из 117 псалма (стих 22), указывая на пророчество, которому еще предстоит сбыться. О Христе, как о камне, впоследствие будут говорить ап. Павел (Еф.2:19–21; 1Кор.3:11) и апостол Петр (1 Пет. 2:4-8).

Ибо сказано в Писании: вот, я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный: и верующий в Него не постыдится» (1 Пет 2: 6)

Чрез все это Господь показывает, что иудеи отвержены, а язычники приняты. Сделался главою угла означает сделал главою Церкви, ибо угол означает Церковь, соединяющую и собирающую в себе всех, — иудеев и язычников, подобно тому, как и угол соединяет две стены, сводя их в себе вместе.