Мышление — это познавательная деятельность. Мышление и речь связаны неразрывно. Без достижения определенного уровня мышления недоступна полноценная речь. В этой статье расскажу, как поэтапно развивается мышление малыша от 0 до 6-7 лет.
Виды мышления
Наглядно-действенное: 0-2,5 года
Ребенок познает мир через действие. Он бьет игрушки друг о друга, использует предметы и игрушки не по назначению. Например, не может разложить геометрические фигуры в сортёре. Ребенок будет стучать кругом о сортёр, пока случайно не попадет в круглое отверстие. Он еще не способен подумать и заметить, что в игрушке разные отверстия.
Наглядно-образное мышление: 2,5-4 года
Вот к 3 годам малыш сначала думает, а потом делает. Он уже должен научиться сличать геометрические фигуры и отверстия в том же сортёре. Он может посмотреть на фигуру и понять, куда ее нужно положить. Он знает цвета, может рассортировать геометрические фигуры, знает величины (большой — маленький).
Логическое мышление: старший дошкольный возраст, к 6-7 годам
В этот период ребенок овладевает абстрактными понятиями, это проявляется в овладении следующими операциями:
- обобщение (коза, свинья, лошадь — домашние животные; волк, заяц и медведь — дикие; машина, мотоцикл — транспорт)
- сравнения (задания типа «Кто где живет»)
- анализ и синтез (выкладывание сложных фигур из счетных палочек)
Ребенок уже может опираться на свой опыт, ему не нужно показывать то, о чем хотим поговорить. Можно рассуждать устно. В речи ребенка могут появляться фразы «я думаю», «мне кажется».
Если ребенок «отстает»?
Если ребенок не соответствует норме развития мышления, его нужно развивать. Этим занимаются логопеды и олигофренопедагоги. Не стоит пугаться олигофренопедагогов. Они работают не только с детьми с умственной отсталостью, но и с детьми с небольшими отставаниями в развитии. Они «подтягивают» мышление, память, внимание. А потом уже в дело вступает логопед (при комплексном подходе).
Отступление
Сегодня был на диагностике мальчик: 3 года, слов и фраз нет, только слоги ма, па, пи. Обращенную речь понимает, показывает на картинки с предметами и действиями правильно. А мышление — наглядно-действенное, тыкал мой сортёр, не справился с сортировкой и другими заданиями на проверку уровня мышления. Какие будут действия — развивать мышление в играх, вызывать звукоподражания, развивать мелкую и крупную моторику, работать над негативизмом.